Рубрики
Статьи

«Viberi» Кредитная история с Мариной Божко

«Viberi» Кредитная история с Мариной Божко
«Viberi» Кредитная история с Мариной БожкоC 1 января 2012 года капитал любого российского банка не должен быть меньше 180 млн рублей. Соответствующие поправки в закон о банках ЦБ уже подготовил и собирается пустить по инстанциям. По данным рейтинга «Выбери!by», на 1 июля этому требованию, будь оно введено, отвечали бы лишь 699 российских банков. Всего же в стране действует 1079 кредитных учреждений. Чем же руководствуется регулятор, собираясь вытеснить с рынка почти треть своих «подопечных»?
Банк России давно ищет способ сократить число кредитных организаций «примерно» до 300. Именно такое количество игроков оптимально для нашего рынка, уверены его сотрудники. Повышение требований к величине капитала – очередная мера в борьбе с «прачечными», утверждает руководство ЦБ. Весьма удобный выбран критерий – он избавляет регулятора от проведения качественной оценки деятельности «отзываемых» банков и проверок на предмет их участия в сомнительной деятельности. Жертвами станут все небольшие финучреждения, а не только «прачечные». Заслуженно ли?
Семь лет назад рынок насчитывал 1311 операторов. Царившая перед этим эпоха неплатежей и бартера на годы приравняла затраты на открытие кредитной организации к стоимости подержанной машины. На заре создания банковской системы для получения лицензии достаточно было снять комнату и оборудовать ее столом и стулом. По мере же роста этой системы темпы появления новых игроков все больше регулировались рыночными механизмами. Неплохую «поддержку» обеспечил, в частности, кризис доверия 2004 года. А в последние годы новички сформировали устойчивый спрос на действующие лицензии. Тому способствовали поправки, согласно которым обладатель вновь выданного разрешительного документа не может в течение двух лет работать с физическими лицами. Полтора года назад вступило в силу очередное требование – минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков повысился до 5 млн евро. Эти и другие меры заставляли банкиров настоящих и будущих все активнее наращивать мышечную массу. А тут стимулирующих препаратов подкинули зарубежные рынки. Под влиянием кризисных явлений на них российские банки чаще просят акционеров о дополнительных средствах, ищут партнеров для слияния или объекты для поглощения. Долгожданная эра M&A; уже на подходе.
Статистика свидетельствует: доля мелких кредитных организаций постепенно сокращается. Если на банки за пределами топ-200 в 2005 году приходилось 11% всех активов сектора, то в этом году оно уже не дотягивает даже до 4%.
Зачем искусственно сокращать число игроков? Зачем это делать одним махом и без внимания к деталям, обосновывая свою правоту лишь тем, что соблазн пожертвовать дорогим банком меньше, чем дешевым? Возможно, сотрудникам Банка России доведется публично ответить на эти вопросы, когда законопроект будет проходить через Государственную думу и Совет Федерации.