Рубрики
Статьи

«Viberi» Кредитная история с Мариной Божко

«Viberi» Кредитная история с Мариной Божко
«Viberi» Кредитная история с Мариной БожкоКОЛЛЕКТОРЫ ОЗАБОТИЛИСЬ СВОЕЙ РЕПУТАЦИЕЙ. РЕКЛАМНАЯ ВЫВЕСКА УЖЕ ГОТОВА. НО ЗА НЕЙ ВСЕ РАВНО НЕ СКРЫТЬ ЖАЖДУ НОВЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Этический кодекс коллекторов подписали на минувшей неделе сразу девять агентств по сбору долгов. Этот документ под названием «Хартия профессионалов» устанавливает правила поведения и основные принципы работы на рынке. В частности, профессионалы обязуются сохранять конфиденциальность при работе с должниками, не звонить им с 23 до 6 утра, не унижать честь и достоинство.
Если верить всему написанному, то коллекторы намереваются радикально поменять свои технологии, практически начать бизнес с нуля. Дело в том, что за многолетнюю историю они успели выработать особые методы воздействия на недобросовестных клиентов банков. Коллекторы делают ставку на досудебные взыскания и не гнушаются самыми разными инструментами давления на заемщиков. Например, как мне рассказывали сами сотрудники агентств, они часто кляузничают на должника работодателю и соседям. Чтобы выйти на прямой контакт, могут представиться его жене, скажем, матерью будущего ребенка.
Добрым словом и пистолетом, говорил Аль Капоне, можно добиться гораздо больше, чем одним добрым словом. Возникающие в работе российских долговых агентств «отдельные перегибы» неудивительны: по сути, Гражданский кодекс – единственный документ, регулирующий их деятельность. В банковском законодательстве даже упоминания о возможности возврата задолженности «третьими» лицами нет, а работе над созданием отдельного нормативного акта без году неделя. В этой ситуации тщательно проработанный и поддержанный большинством участников рынка кодекс этики оказался бы весьма кстати. Однако хартию отличает отсутствие точных формулировок и крайняя сжатость. В документе всего семь страниц.
Кодекс, похоже, не более чем звено в череде многочисленных коллекторских PR-акций. Например, недавно ряд агентств создали сразу две профессиональные ассоциации, появились «профильные» комитеты при ведущих банковских сообществах. За такой активностью я вижу желание добиться расширения полномочий и получить специальный статус. Это могло бы упростить работу собирателей долгов и, соответственно, увеличить их заработки на перспективном рынке.
Сегодня просроченная задолженность растет быстрее, чем рынок кредитования, и это вынуждает банки охотнее пользоваться услугами на аутсорсинге. По данным «Секвойя кредит консолидейшн», в работе у коллекторов находятся кредиты на 40 млрд рублей (более трети от официального объема просроченной задолженности частных лиц). И это только начало. Даже на развитом британском рынке объем обслуживаемых коллекторами долгов за последние восемь лет утроился и составляет более $30 млрд. Только вот вопросы этики там очень тщательно проработаны.