«Viberi» Кредитная история с Кириллом Гуманковым
«Viberi» Кредитная история с Кириллом ГуманковымЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ВИТОК. ТОЧКОЙ ОТСЧЕТА СТАЛ ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ У СОДБИЗНЕСБАНКА
Он стал первым банком, павшим из-за нарушений закона об отмывании «грязных» денег. Произошло это в мае 2004 года. События с «Содбизнесом», для проникновения в который Центробанку пришлось привлекать силовиков, вызвали волнения на рынке. Ситуацию усугубили заявления чиновников о том, что примеру «Сода» последуют другие сомнительные игроки. Начался кризис доверия. Вкладчики стали толпиться у кредитных организаций, а банки – закрывать друг на друга лимиты. ЦБ на некоторое время «угомонился». Но когда страсти утихли, продолжил кампанию по отзыву лицензий. Наблюдатели окрестили ее зачисткой банковской системы. С мая 2004-го по апрель 2008-го количество действующих банков сократилось на 194. Сегодня их насчитывается 1087. Немногие «уходили из жизни» по своей воле – например, в результате присоединения. В большинстве случаев «на курок нажимал» регулятор. Нарушения антиотмывочного закона – теперь привычный аргумент. Сегодня даже как-то странно, если высшую меру к банку применяют по другой причине.
Банковский надзор в 2004 году тесно сплели с отбором в систему страхования вкладов (ССВ) – он начался летом. Этот процесс по сути превратился в повторное лицензирование. Причем для получения «входного билета» необходимо было раскрыть реальных собственников. Хотя бы регулятору – по секрету. Процесс отбора банков закончился лишь в 2006-м – после рассмотрения чиновниками ЦБ всех апелляций. Первоначально вкладчики получили госгарантии до 100 тыс. рублей. Сегодня максимальная сумма, возмещаемая Агентством по страхованию вкладов (АСВ), составляет 400 тыс. Недавно появилось предложение отменить правило, по которому граждане в случае краха банка получают только 90% от части депозита сверх 100 тыс. рублей. Ведь это лишь запутывает и отпугивает. Фонд АСВ вполне позволяет возмещать все 100% в пределах установленного максимума. Если соответствующие поправки внесут в закон о страховании, приток средств населения, скорее всего, усилится.
Стал ли банковский сектор более «здоровым» в результате антиотмывочных мер и системно-страховых проверок? Думается, пока можно говорить лишь о повышении прозрачности отдельных игроков, а также возросших тарифах по обналичке. В ССВ нередко входили не самые «правильные» банки – многие из них уже лишились лицензий. Правда, кого-то могли «залечить до смерти» после того, как было получено разрешение на привлечение средств частных лиц. Вместе с тем прошедшие четыре года раскрасили банковский сектор до неузнаваемости: были отлажены все основные розничные продукты, заработали коллекторские агентства, кредитные брокеры, бюро кредитных историй. Несмотря на то что количество действующих банков сократилось за это время на 15%, их активы выросли примерно на 260%, а собственный капитал – на 230%. Российская банковская система – одна из самых динамичных и насыщенных событиями. Писать ее летопись очень интересно. И не менее интересно быть ее непосредственным участником.
Рубрики