Рубрики
Статьи

«Viberi» Кому в рознице жить хорошо

«Viberi» Кому в рознице жить хорошо
«Viberi» Кому в рознице жить хорошоКому в рознице жить хорошо Ирина Доржиева 27.10.2008 22:41Потребители начинают экономить и выбирать более дешевые продукты. Аналитики прогнозируют сокращение розничного рынка впервые после семилетнего роста. Крупнейшие ритейлеры снижают капзатраты – нет кредитов. Да и рассчитывать на сверхприбыли не приходится.Компании, работающие в низкоценовом сегменте и выставляющие на полках своих магазинов базовые продукты, снижения доходов не боятся. «К нам ходят пенсионеры, бюджетники — даже они не могут потреблять меньше 2 тыс. калорий в сутки», – говорит совладелец «Магнита» Сергей Галицкий. Аналитики ожидают сужение премиального сегмента. Кризис оставил многих без работы, снизил доходы еще большему числу людей, а третьих — просто запугал. Бывшие клиенты супермаркетов все чаще ходят за покупками в дискаунтеры и гипермаркеты, заставляя экономить.Правда, объемы потребления не уменьшаются — снижаются вкусовые претензии. «В данной ситуации «Магниты» и «Дикси» чувствуют себя наиболее комфортно, – отмечает Ирина Яроцкая, аналитик «Открытия». – А вот Х5 Retail Group, которая управляет разноформатными магазинами, пришлось пойти на политику конкурентных цен в своих супермаркетах и сделать скидки на некоторые категории товаров на 20-30%».Федор Рыбасов, вице-президент группы компаний «Дикси» подтверждает, что сеть не ощутила никаких изменений в поведении и изменении покупательских предпочтений. Это неудивительно, ассортимент «Дикси» состоит из базовых товаров. «Мы последними столкнемся с какими-либо изменениями в продажах, – уверен Федор Рыбасов. – Главный критерий выбора сейчас — стоимость. А мы — одни из ценовых лидеров среди российских продовольственных ритейлеров, и свою политику не меняем, ориентируясь на массового покупателя – людей с уровнем доходов средним и ниже среднего».«Чем больше в продуктовой линейке сети товаров премиального класса, тем выше риски для нее, – говорит Михаил Подлазов, заместитель гендиректора по экономике и финансам компании «Нидан Соки». – Тех, кто специализируется только на товарах среднего и нижнего сегментов, кризис затронет меньше». Больше остальных рискуют супермаркеты, у которых велика доля non-food и товаров для среднего класса. «Замораживать оборотные средства в товарах, не пользующихся высоким спросом, нелогично, – полагает Андрей Верхоланцев, аналитик «Антанты Пиоглобал». – Но в сетях, работающих в высокоценовом сегменте, набор дорогих продуктов сохранится».Из сегмента высокомаржинальной продукции уходят «случайные» покупатели. «Если раньше дорогие продукты могли приобретать различные категории клиентов, то теперь люди с небольшим заработком ограничиваются самыми необходимыми товарами», – отмечает Татьяна Бобровская. По оценке Молочного союза России, за первые полгода по молочному сегменту в целом продажи упали на 11%, а по дорогим позициям – до 20%. Но аналитики уверены, что постоянные покупатели продукции класса «люкс» не изменят своим привычкам. Руслан Самарин из «Алора» говорит: люди, регулярно потребляющие такие продукты, как правило, имеют финансовую «подушку» и затраты на еду занимает небольшую долю в их бюджете.«Говорить о существенных изменениях спроса или предпочтений покупателей еще рано», – считает директор по связям с инвесторами X5 Retail Group Анна Карева. В последних отчетах ритейлеров отрицательных тенденций пока не наблюдается. По результатам 9 месяцев 2008 года рост сопоставимых продаж LFL в X5 составил 25%, а у «Магнита» — 18,7%, что говорит о сохранении высокой покупательской способности. Но участники рынка не исключают: в будущем они могут столкнуться с сокращением продаж. Пока же, на торговых площадках сокращается трафик (-3,2% в магазинах «Магнита»), компенсирующийся увеличением среднего чека – 22,5%.Аналитики предлагают в рамках борьбы за рентабельность снижать количество торговых единиц в магазинах. «Прямая связь: чем больше учетных единиц, так называемых SKU, тем больше расходов на поддержание ассортимента несет компания, – разъясняет Андрей Верхоланцев. – Очевидно, снижение перечня товаров, не пользующихся высоким спросом, нужно предпринимать в первую очередь в магазинах со слабыми показателями продаж и низкой проходимостью».Потери продавцов бытовой техники будут больше, чем у продовольственной розницы. «Снизятся обороты, поскольку бурный рост был обусловлен доступом к потребкредитованию, – отмечает Андрей Верхоланцев. – Теперь банки стали менее агрессивно вести в этом направлении. Кредитные организации, которые специализируются на выдаче розничных кредитов, с рынка не уйдут. Просто строже будут подходить к оценке рисков».Вице-президент «Евросети» Дмитрий Патрацкий рассказывает, что один из банков-партнеров компании приостановил выдачу кредитов покупателям, а два других ужесточили требования. «Мы прогнозируем снижение потребактивности, – заявляет Дмитрий Патрацкий. – Объемы продаж уже отличаются от запланированных нами». Елена Ноготкова из «Связного» также отмечает, что в салонах связи на 3% упало число потребительских кредитов. Кроме того, компания предполагает, что декабрьский пик продаж будет ниже, чем в прошлом году. Но пока пристрастия покупателей не изменились: по-прежнему высока доля продаж бюджетных моделей, несколько хужестали продаваться дорогие многофункциональные телефоны. Не исключено снижение ассортимента техники, поставляемой от ведущих мировых производителей. С октября 2008 года квоты на поставку в Россию некоторых позиций сокращены.Кризис убыстрит темпы консолидации и стерилизации от неэффективных компаний в ритейле. «Рынок оставит только тех, кто оперативно реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, умеет повышать свою эффективность и грамотно управляет денежными потоками», – резюмирует Анна Кареева из Х5.Теги: ритейл | Евросеть | Магнит | X5 Retail Group | Дикси | Нидан | потребление