Рубрики
Статьи

«Viberi» Когда начнут расти котировки Rambler Media

«Viberi» Когда начнут расти котировки Rambler Media
«Viberi» Когда начнут расти котировки Rambler MediaКогда начнут расти котировки Rambler Media Наталья Анищук 19.01.2009 19:4619 января одна расписка холдинга Rambler Media на LSE стоила $2,53. Падение с исторического максимума — более чем в 20 раз, с момента IPO — в 4 раза. Вниз котировки катились с мая 2007 года. Бумаги других российских эмитентов еще год били рекорд за рекордом.Начав в июне 2005 года с $10,25 за акцию, 1 мая 2007 года GDR Rambler Media достигли своего исторического максимума в $52,75. Причины – ежегодное удвоение выручки, уверенный рост EBITDA. Кроме того, в октябре 2006 года у компании появился стратегический инвестор – 48,8% акций приобрела группа «Проф-медиа» (входит в «Интеррос»). А в марте генеральным директором Rambler был назначен известный в интернет-среде Марк Опзумер. В 2001-2003 годах он работал управляющим директором и вице-президентом европейского офиса Yahoo. От нового руководителя Rambler инвесторы логично ожидали решения главной проблемы компании: снижения темпов роста аудитории. По собственным данным холдинга, посещаемость Rambler.ru в 2005 году в среднем росла на 6% в месяц, в 2006-2007 годах уже на 3% в месяц. А от богатого, как казалось, стратегического акционера – масштабных вложений в развитие интернет-бизнеса.Но не дождались. Марк Опзумер лишь заявил о планах довести выручку за 2007 год до $44-48 млн. Стратегия развития так и не была озвучена. Прозвучало лишь несколько слов о «концентрации «на онлайн-бизнесе, как элементе стратегии развития «Проф-медиа» в интернете». А затем началось стабильности снижение котировок. Как выяснилось, из акций выходили самые прозорливые. В 2008 году количество пользователей упало – для в целом растущего Рунета сигнал крайне тревожный: с 35,1 млн человек в декабре 2007-го до 34,5 млн человек в июне 2008-го.В результате акционеры отказались продлить с ним контракт с Марком Опзумером. Идет поиск новой кандидатуры на пост руководителя. Пока неясно, будет ли это новое лицо, или человек изнутри. Компания информацию не разглашает. «Тем не менее, отставка Марка Опзумера будет способствовать негативному настрою среди инвесторов, — говорит Анна Лепетухина аналитик компании «Тройка Диалог». — Существенных положительных изменений в динамике котировок Rambler Media не произойдет как минимум до тех пор, пока не прояснится ситуация вокруг нового генерального директора, и новое руководство не представит новую стратегию развития».По мнению одного из основателей Mail.ru Евгения Голанда, каждому интернет-проекту в формирующейся среде крайне важно иметь команду идеологов — людей, которые совершенствуют не управленческие, а технологические процессы, пусть даже не считаясь с затратами и потерями. И только с началом стагнации к рулю можно ставить опытных управленцев, знакомых с теорией и практикой финансового маневрирования. «У Rambler классический менеджмент появился слишком рано. В результате сместились акценты развития. Отсутствие идеологии стало основной причиной потерь», — размышляет эксперт.Правда, умеренная политика Марка Опзумера по оценке доходов и расходов привела к формированию толстой финансовой подушки. «Rambler Media успешно переживет нынешний проблемный период благодаря хорошей денежной позиции и отсутствию задолженности, — перечисляет сильные стороны холдинга Анна Лепетухина. — Кроме того, по нашим оценкам, динамика рынка интернет-рекламы будет в лучшую сторону отличаться от рекламного рынка в целом, что поможет компании дополнительно заработать».Одновременно Марк Опзумер пытался исправить ситуацию с технологическим отставанием Rambler. Двумя путями. Во-первых, при нем компания довела до контрольного свой пакет акций в «Бегуне» (сервис контекстной рекламы). А летом 2008 года договорилась о его продаже Google за $140 млн. В случае успеха, свою немаленькую прибыль от сделки в размере $70 млн Rambler намеревался инвестировать в развитие поискового алгоритма и сервисов. Во-вторых, если бы продажа «Бегуна» состоялась, то Rambler смог бы интегрировать свой поисковый механизм с алгоритмом Google и, возможно, получил бы действенный инструмент развития бизнеса. Но в октябре сделку неожиданно заблокировала ФАС.По итогам первого полугодия Rambler опять получил убыток – $1 млн. И итог за весь период вряд ли будет положительным. По мнению Ростислава Мусиенко из Банка Москвы выручка холдинга составит $100-110 млн. Прогнозировать чистую прибыль/убыток аналитики в свете последних событий и молчания руководства аналитики не берутся. И, по мнению руководителя аналитического управления «Уралсиба» Константина Чернышева, это крайне негативный фактор для акций: «Инвесторы уже слишком долго пребывают в неизвестности относительно дальнейших приоритетов холдинга».Теги: Rambler Media | отставка | Интеррос