Рубрики
Статьи

«Viberi» Китайская лихорадка

«Viberi» Китайская лихорадка
«Viberi» Китайская лихорадкаСобытия развивались стремительно, повергая в трепет финансистов по всему миру. Очагом «эпидемии» стала фондовая площадка в Шанхае. Поводом для массовых продаж было заявление, сделанное Государственным советом Китая в понедельник 26 февраля. Представители высшего органа исполнительной власти сообщили о намерении ужесточить меры против незаконных операций с ценными бумагами. Трейдеры восприняли это как сигнал о том, что правительство всерьез решило заняться перегретым рынком. Вдобавок дело было всего за неделю до заседания Всекитайского собрания народных представителей (высшего законодательного органа). А чуть ранее в понедельник индекс Shanghai Composite достиг рекордно высокой отметки, превысив отметку в 3 тыс. пунктов. Этот психологический фактор также сыграл свою роль в поведении инвесторов.
Возможные политические решения китайского руководства нервируют рынок давно. За 2006 год Shanghai Composite вырос на 130%. При этом волатильность китайского рынка акций остается исключительно высокой: колебания в районе 3–4% в течение одного дня считаются нормой. Поговаривали о том, что правительство собирается ввести новый налог на доходы, чтобы остудить пыл инвесторов. Однако никаких подтверждений этой версии от официальных лиц Китая не поступало.
Во вторник с утра пораньше трейдеры бросились продавать акции, фиксируя прибыли. Индекс Shanghai Composite в тот день обвалился на 9%, что стало абсолютным рекордом снижения за десять лет. Капитализация китайского фондового рынка всего за один «черный вторник» уменьшилась на $107,8 млрд. Вслед за этим, словно костяшки домино, посыпались котировки и на других азиатских площадках. В среду индийский Sensex упал более чем на 3,8%, японский фондовый индекс Nikkei 225 потерял 2,9%, а гонконгский Hang Seng – 2,5%. Значительные потери понесли также рынки Филиппин, Индонезии, Новой Зеландии, Австралии.
Цепная реакция докатилась и до сильных мира сего – США и Европы. В Старом Свете отделались относительно легким испугом: падение фондовых индексов не превысило 2%. А в США на радость «медведям» к китайскому негативу добавился и «домашний»: известия о падении продаж на рынке недвижимости и ожидания, что прогноз экономического роста будет пересмотрен в сторону понижения. В среду выяснилось, что американский ВВП в четвертом квартале прошлого года увеличился на 2,2%, а не на 3,5%, как считалось ранее.
Добравшись до Америки, «китайская лихорадка» дала неожиданный побочный эффект. Компания Dow Jones & Co, публикующая одноименный индекс, неожиданно обнаружила неточность в подсчетах. Компьютеры неправильно обрабатывали данные из-за слишком высоких объемов продаж – около 4,5 млрд сделок. Была задействована запасная система подсчетов, и выяснилось, что индекс упал сильнее, чем все думали. Это сообщение усилило панику в рядах инвесторов. В итоге всех злоключений во вторник по итогам закрытия торгов Dow Jones потерял 416 пунктов, снизившись на 3%. Такого падения не было с 11 сентября 2001 года.
Несмотря на то что «китайская лихорадка» протекала в худших традициях фондовых кризисов, многие аналитики уверены в краткосрочности «медвежьих» настроений. Они считают, что это была всего лишь корректировка стоимости переоцененных китайских и американских акций. Это мнение подтверждается тем, что уже на следующий день в некоторых пострадавших странах было отмечено движение фондовых индексов вверх. В частности, виновник – Shanghai Composite – в среду поднялся почти на 4%.