«Viberi» Кирилл Лукичев: «Мы не ожидали такого развития кризиса, иначе бы аккумулировали больше “кэша”»
«Мы не ожидали такого развития кризиса, иначе бы аккумулировали больше “кэша”»РезюмеКирилл Лукичев, начальник управления операций с фиксированной доходностью УК «Уралсиб»
Под управлением $400 млн.
Родился в марте 1973 года в Горьком. Окончил мехмат МГУ. Карьеру начал дилером в банке «Российский кредит». С 2003 года работает начальником управления операций с фиксированной доходностью компании «Уралсиб».
Кирилл, вы давно на рынке и традиционно занимаетесь инструментами с фиксированной доходностью. Вы застали времена, когда эта самая доходность измерялась трехзначными числами. Не скучаете по тем временам? – Да, времена были веселые. Но не скучаю, сейчас интереснее. Развит рынок корпоративных облигаций. Стало больше эмитентов, появилось многообразие. Где-то можно заработать, где-то потерять – и моя работа состоит в том, чтобы клиенты не теряли.
Вот интересно, специалисты по облигациям какие сделки считают самыми удачными, с какой доходностью? – Для этого мне придется вспомнить далекое прошлое: однажды удалось купить «длинную» ГКО, а на следующий день она выросла на 30%.
Да, сейчас чудес не бывает. Но вы говорите, что рынок становится все интереснее. Что именно в нем меняется, как прошел 2007 год? – В целом удачно. Это был год переоценки ценностей. Сейчас стали обращать более пристальное внимание на кредитное качество эмитентов. Два года назад было море денег, от клиентов, НПФ, бюджета – на рынке практически не встречались бумаги с доходностями выше 11% годовых. Спрэд по облигациям из разных эшелонов был едва различим. Сейчас четче видно разделение по качеству. На рынке есть выпуски, в погашении которых инвесторы не уверены, доходность по ним зашкаливает за 20–30% годовых.
То есть наконец-то появились полноценные мусорные бумаги? – Да. Но деление это условное. Летом, когда разгорелся кризис ипотеки в Штатах, у некоторых банков или зарубежных фондов, которые работают здесь, сработали стоп-лоссы или поступил приказ ликвидировать позиции – даже облигации хорошего качества продавались по низким ценам, лишь бы сбыть. Мы как раз старались покупать в этот момент: если облигация торговалась по цене 100, а тут упала до 93, почему не взять?
Спекулируете? – Отвечу так: средняя дюрация наших портфелей не превышает одного года. Просто в более «долгие» инструменты рискованно идти. Ведь если будет дальнейшее ухудшение конъюнктуры, то, соответственно, риск потерь сильно увеличивается именно в длинной дюрации. В прошлом году неплохие результаты принесла стратегия инвестирования в недооцененные бумаги второго и третьего эшелонов с хорошими купонами. Важен потенциал роста цен и купона. Почему некоторые ОФЗ торгуются выше номинала – у них купон хороший. Так и в фонде: когда бумага проседала по нерыночным причинам (закрывались лимиты, нужны были деньги и т. п.), мы старались покупать. Правда, не ожидали такого быстрого развития кризиса, иначе бы аккумулировали больше «кэша».
Именно «кэша» или «голубых фишек»? Ведь многие управляющие считают облигации первого эшелона своего рода квази-деньгами. – Не совсем верно. На рынке все могут решать секунды. Например, появляются хорошие цены, потому что кто-то ликвидирует позицию, это может продолжаться полчаса или две-три минуты. Чтобы воспользоваться ситуацией, часто нужен именно «кэш».
А сейчас в портфеле вашего консервативного фонда какие бумаги? – Облигации второго и третьего эшелонов. Я за него не боюсь. В наступившем году будем ужесточать требования к эмитентам, проводить более тщательный анализ. Может быть, придется пожертвовать доходностью, зато чувствовать себя в безопасности. Но в первый эшелон сейчас идти не имеет смысла.
Сколько ваш фонд заработал для клиентов? – Чистая доходность от управления за год составила 11,5%. Это хороший результат. Основные конкуренты фондов облигаций – депозиты. Но портфель ПИФа уже диверсифицирован, а чтобы сделать то же самое в депозитах, деньги надо распылять по разным банкам.
Вы когда-нибудь торговали акциями? – Торговал. Но мне больше нравится работа с «фиксированными» инструментами. Здесь тоже все очень динамично.
Что больше давит на психику управляющего фондом облигаций: жадность или страх? – Сейчас страх. Потому что держать в портфеле облигацию, по которой может случиться дефолт, очень опасно – если что, долго будешь возвращать свои деньги. По законодательству облигация – необеспеченный инструмент.
Рубрики