Рубрики
Статьи

«Viberi» Кинопром, как автопром

«Viberi» Кинопром, как автопром
«Viberi» Кинопром, как автопромКинопром, как автопром Александр Зарщиков  25.12.2009 16:51После «2012» и «Сумерек» пришел черед «Аватара» собирать рекордную в России «кассу». Отечественные продюсеры надеются, что после «Черной молнии» Тимура Бекмамбетова расклад сил снова изменится в пользу национальных производителей.«Пришлось ехать в IMAX на Ленинградке за билетами по 700 рублей за пять дней до премьеры, да еще и простоять два с половиной часа в пробках», — негодует знакомый. Таких, как он, набралось как минимум несколько тысяч человек только в Москве – забронировать билеты по телефону на главный 3D-блокбастер года «Аватар» в IMAX было невозможно. Но даже трудности не отпугнули зрителей – стартовавший неделю назад «Аватар» сумел собрать в России в первый уик-энд $19,9 млн, побив рекорд всенародно любимого нашими соотечественниками мультфильма «Ледниковый период».Это неудивительно, считают эксперты. В России выхода новой картины Джеймса Кэмерона ждали, да и вообще, чтобы отвлечься от суровой российской действительности, граждане все чаще идут в кино. Об этом свидетельствуют и результаты 2009-го кинопрокатного года (считается с 1 декабря 2008-го по 1 декабря 2009-го), представленные отраслевым журналом «Бюллетень кинопрокатчика». Год принято считать кризисным, однако именно в этот период российский бокс-офис достиг рекордного показателя в 23,1 млрд рублей, что на 15,4% больше, чем год назад (20 млрд). При этом количество зрителей увеличилось на 3,9% — с 134,6 млн до 139,9 млн. «Все цифры говорят о том, что падения в следующем году не предвидится», — считает генеральный директор ГК «Планета-Информ» Дмитрий Литвинов.Общий рост кассовых сборов не мог не сказаться на достижениях отдельных картин. В список самых успешных фильмов в российском прокате стремительно ворвались такие блокбастеры, как «Ледниковый период-3» (сборы в прокате – 1,39 млрд рублей) и «2012» (1,05 млрд). «Ледниковому периоду» даже удалось превзойти показатели, казалось бы, вечного рекордсмена – ленты Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение». Но, по всей видимости, почетную позицию уже через несколько недель придется уступить детищу Джеймса Кэмерона, лихо переписывающему национальные кинопрокатные рекорды (от количества копий до сборов в первый уик-энд).Вообще наступивший 2010-й кинопрокатный год берет с места в карьер: вслед за «Аватаром» стартуют «Шерлок Холмс» Гая Ричи с Джудом Лоу и Робертом Дауни-младшим в главной роли, а также два российских хита – «Черная молния» и «Наша Russia. Яйца судьбы».КиноГАЗ. Пока же российское кино сдает позиции Голливуду – по итогам 2009 года отечественным лентам достались 23,7% сборов на территории страны против 26,4% в 2008-м и 2007-м. Кроме того, если в предыдущие годы лидерами проката неизменно становились отечественные проекты (с 2004 года титул самого кассового фильма года поочередно получали «Ночной дозор», «9 рота», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение»), то в 2009-м лучший результат среди российских картин – четвертое место – у первой части «Обитаемого острова».Новым ориентиром для российских продюсеров в 2010 году могут стать результаты «Черной молнии» (бюджет около $10 млн) — новогоднего кино о российском супергерое, спродюсированного Тимуром Бекмамбетовым по лекалам Голливуда. Успешный прокат этого проекта способен вернуть зрителя в отечественное кино. Тем более что Новый год всегда был благосклонен к российской продукции – уже несколько лет голливудские мейджоры стараются не соваться со своей продукцией на самую «сладкую» в России дату, отделываясь недорогими семейными релизами. Все условия (например, поддержка канала СТС и многомесячный прессинг кинотеатров со стороны дистрибьютора), чтобы собрать приличную «кассу», у фильма есть. «Как ни крути, в 70% случаев фильмы, которые собирают самый большой бокс-офис, поддерживаются центральными каналами», — говорит Дмитрий Литвинов. И топ-10 по итогам 2009 года лишь подтверждает это правило: «Обитаемый остров» был поддержан СТС, «Тарас Бульба» — каналом «Россия», «Каникулы строгого режима» — Первым каналом. Исключение лишь одно – вторая часть франшизы «Любовь-морковь».В минус «Черной молнии» играют размолвка Тимура Бекмамбетова с гендиректором Первого канала Константином Эрнстом, из-за которой в качестве основного промо-партнера фильма теперь выступает СТС. Кроме того, по мнению специалистов, фильм может рассчитывать на внимание ограниченной аудитории – молодых людей до 23-25 лет – в силу специфической драматургической основы (калька с американских историй о неприметном молодом человеке, который волею судьбы – в данном случае благодаря старенькой «Волге» (ГАЗ-3102), которая умеет летать, — становится крайне востребованным у публики персонажем). Режиссером фильма выступил Александр Войтинский, отметившийся в свое время продюсированием группы «Звери», также горячо любимой юной аудиторией.КиноВАЗ. Уходящий год запомнился продюсерам и попыткой изменить схему госфинансирования отрасли. «Надо думать, прежде чем запудривать мозги руководителям», — в сердцах заявил заместитель министра культуры Александр Голутва, курирующий кинематограф, на заседании Гильдии продюсеров России. Это заседание прошло после встречи Никиты Михалкова с Владимиром Путиным, во время которой состоялось знаменитое «проедание плеши». «Мне не нравится, когда все кино представляет один человек, — согласен актер и продюсер Леонид Ярмольник. – Я с уважением отношусь к Никите Сергеевичу, но у нас в стране есть еще пара пацанов, которые в этом что-то понимают».Большинство продюсеров не устраивает предложение изменить схему госфинансирования отечественного кино. Планируется, что на бюджетные деньги будут претендовать лишь 10-15 производственных и продюсерских компаний. Противоречия и споры между теми, кто имеет шансы попасть в этот список, и теми, кому эта перспектива не светит, оказались столь серьезны, что вместо пары недель, которые давались на детальную проработку новой схемы, ушло два месяца. Решение так до сих пор и не принято. «Как только мы начинаем играть в государственный кинематограф, уничтожаем главнейший рыночный принцип – конкуренцию, — уверен режиссер и продюсер Александр Атанесян. – А уничтожая главный рыночный принцип […] мы получим кинематографический «Автоваз». Мы получим огромную монополию, где решения принимаются внутри и где производится товар, как на «Автовазе», который никому не нужен и неконкурентоспособен».Однако российское кинопроизводство давно уже демонстрирует эффективность, вполне сравнимую с прославленным отечественным автозаводом. Так, по подсчетам компаний «Невафильм» и RFilms, производящие компании с начала 2006 года по середину 2009-го инвестировали в кинопроизводство около 25 млрд рублей, в то время как собрать в прокате за тот же период российские фильмы сумели лишь 15,1 млрд рублей.Производство кино чрезвычайно децентрализовано – сотни студий, и опытом пакетного производства почти никто не владеет, отмечал на заседании Гильдии продюсеров России Александр Голутва. «Есть две студии, применяющие пакетный метод производства, – ЦПШ и СТВ. Особой прибыли у них нет, и неясно, будет ли. Так что разговоры о гигантском успехе нашего кинематографа – это миф», — уверен чиновник. Так, в 2006-2009 годах «Централ партнершип» (ЦПШ), если верить данным обзора «Киноиндустрия Российской Федерации», выпустил 21 фильм с общим производственным бюджетом в 2,05 млрд рублей. В прокате стран СНГ (за исключением Украины) эти ленты собрали лишь 1,9 млрд. рублей. Учитывая, что производителю достается не более 50% сборов (даже если он обладает собственной дистрибуционной компанией), этого катастрофически мало – не хватает, чтобы окупить половину затрат на съемки. Та же картина и у компании СТВ Сергея Сельянова – 14 фильмов с общим бюджетом в 1,32 млрд рублей, прокат которых принес лишь 0,76 млрд.Ноябрь-декабрь 2009-го выдались для российских кинопродюсеров унылыми – неказистые показатели в прокате отечественных картин вновь возродили разговоры о невысоком качестве продукции «местного розлива». Мягко говоря, не слишком успешным стал фильм «Миннесота» компании ЦПШ с бюджетом в $1,9 млн и сборами в $15 тыс. Не оправдали надежд продюсеров и инвесторов ни третий «Антикиллер» (производство – $2,5 млн, сборы в прокате – $1,7 млн), ни широко разрекламированный молодежный экшн «На игре» (бюджет — $3,5 млн; сборы — $3,7 млн), ни травести-комедия «Весельчаки», собравшая $170 тыс. при затратах на производство более $2 млн. Еще один пример траты денег инвесторов – мелодрама «Пассажирка» Станислава Говорухина, собравшая в прокате $150 тыс. при бюджете в $7 млн.Производители винят во всем пиратов и крайне маленький объем рынка. «К Олимпиаде в Сочи Путин сказал построить 20 тыс. катков. Сколько надо добавить денег, чтобы в каждом катке был кинотеатр? Совсем немного. Но как довести это до сведения Владимира Владимировича и как его попросить об этом?» — то ли в шутку, то ли всерьез интересовался Леонид Ярмольник все на том же заседании Гильдии продюсеров России.Американский пирог. Тем временем новый рекорд по кассовым сборам за год установлен и за океаном. Впервые в истории суммарные сборы североамериканского проката превысили отметку в $10 млрд. Предыдущий рекорд кассовых сборов был установлен в 2002 году, когда доходы «фабрики грез» составили $9,68 млрд. Тогда основную «кассу» принесли такие блокбастеры, как «Человек-паук», «Властелин колец. Две крепости» и «Звездные войны. Атака клонов». В этом году (на 20 декабря) в кинотеатрах США побывали 1,39 млрд человек (на 12% ниже рекордного результата 2002 года), что ощутимо больше, чем в 2008-м. В топ-5 по кассовым сборам 2009 года вошли «2012», «Сумерки. Новолуние», «Трансформеры: месть павших», «Гарри Поттер и принц-полукровка», «Ледниковый период-3».Сборы 3D-фильмов в этом году составили $1,3 млрд, без учета вышедшего на экраны лишь на прошлой неделе блокбастера «Аватар». «Касса» саги Джеймса Кэмерона за пять дней проката в США пока составила $109,5 млн.Самые кассовые фильмы в российском прокате – 2009*ФильмПроизводственный бюджет, $ млнКоличество копий в РоссииСборы в России, млн руб.Сборы в России, $ млнСборы в США, $ млнОбщие сборы в мире, $ млнЛедниковый период. Эра динозавров90,010981 394,344,7196,6883,72012200,08401 051,236,6159,9715,1Аватар300,01 326601,819,973,0301,3Обитаемый остров. Фильм первый18,0916644,121,9—-Гарри Поттер и принц-полукровка250,0915594,718,6301,9929,4Тарас Бульба. Запорожская сечь25,0648575,317,2—-Трансформеры. Месть падших200,0913567,818,2402,1834,9Каникулы строгого режима5,01041553,317,6—-Сумерки. Сага. Новолуние50,0680534,618,6276,6636,7Любовь-морковь-23,5931517,518,1—-* По данным на 21 декабря 2009 года.Источник: «Бюллетень кинопрокатчика», boxofficemojoСамые кассовые старты фильмов в российском прокате*ФильмДата выходаКоличество копийСборы за первый уик-энд, млн рублейСборы за первый уик-энд, $ млнАватар20091326601,819,9Ледниковый период. Эра динозавров20091098512,516,420122009840469,116,3Мадагаскар 22008841441,716,3Самый лучший фильм2008702403,816,5Трансформеры. Месть падших2009913370,111,9Пираты Карибского моря. На краю света2007703359,313,9Обитаемый остров. Фильм первый2009916317,810,8Шрэк третий2007596312,112,1Мумия. Гробница императора драконов2008854310,612,7* По данным на 21 декабря 2009 года.Источник: «Бюллетень кинопрокатчика»Экономические показатели производства и проката российских фильмовПоказатель2006200720081 полугодие 2009Суммарный производственный бюджет, млн руб.4531687384864997Кассовые сборы в России и СНГ, млн руб.2893376848423645Средний производственный бюджет, млн руб.516478124Средние кассовые сборы фильма в России и СНГ, млн руб.32354491Источник: «Киноиндустрия Российской Федерации»Участие телеканалов в производстве кинофильмов с 2006 годаТелеканалКоличество произведенных фильмовСуммарный бюджет произведенных кинофильмов, млн руб.Сборы произведенных фильмов в прокате, млн руб.Доля фильмов в суммарных сборах кинопроката российских фильмов, %«Россия»131700150010СТС81200160011Первый канал3650300020НТВ21001801ТНТ1756754Источник: «Киноиндустрия Российской Федерации»Теги: кино