Рубрики
Статьи

«Viberi» Каско накрывает страховщиков

«Viberi» Каско накрывает страховщиков
«Viberi» Каско накрывает страховщиковМинувшей весной «Росно» сообщило, что по итогам 2007 года получило по автострахованию убыток в $40 млн. В основном из-за каско. Самая удручающая статистика в сегменте новых кредитных автомобилей стоимостью $15–20 тыс. Однако же корректировать свою стратегию на рынке начало не только «Росно», но и многие другие операторы, некоторые из которых стали искусственно сдерживать рост портфелей.
По оценкам специалистов «Ингосстраха», отношение выплат к начисленной премии по этому виду страхования в 2007 году в Москве составило 56%. «В некоторых компаниях этот показатель может доходить до 200% и более в зависимости от целей, которые хочет достичь страховщик в том или ином отчетном периоде», – говорит руководитель департамента поддержки и развития бизнеса ПСГ «Основа» Максим Пьянов.
Причин убыточности много. К внешним факторам можно отнести растущие аварийность и угоняемость автомобилей, постоянно повышающиеся цены на ремонт (в прошлом году в зависимости от вида и сложности работ они выросли на 5–22%, а среднее страховое возмещение – на 9,3%). «Но в целом убыточность – это производная тарифной политики. Таким образом, ее высокий уровень – следствие ценовой конкуренции», – полагает директор департамента комплексного страхования компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Цены пересматриваются. По словам начальника отдела департамента страхования автотранспорта компании «Росно» Дмитрия Кузнецова, в последние несколько лет акценты в каско смещаются, что выливается в 10–15-процентное увеличение тарифов для дешевых транспортных средств и незначительное (5–10%) и выборочное снижение расценок в сегменте дорогих автомобилей.
Ряд сегментарных изменений претерпели тарифы и в этом году. Например, в связи с существенным увеличением стоимости восстановительного ремонта у официальных дилеров тарифы по каско повысились для таких марок, как Infiniti, Nissan и Mazda. В зависимости от стоимости авто и года выпуска рост составил от 11 до 25%. В то же время полисы для Mercedes, Toyota, Mitsubishi, Opel, наоборот, подешевели на 6–21%. Страховщикам приятно работать с марками и моделями, которые пользуются популярностью среди людей, предпочитающих спокойный стиль вождения и имеющих солидный стаж. Наиболее же убыточными остаются бюджетные иномарки стоимостью до $20–25 тыс. «Именно в этом сегменте выбирают себе авто молодые и неопытные водители. Отсюда и высокая частота страховых случаев», – говорит руководитель департамента автострахования «Росгосстраха» Дмитрий Пурсанов.
Конкуренция на убыточном рынке ставит страховщиков в непривычные для них условия: когда основной акцент приходится делать уже не на величину тарифа, а на специальные сервисные программы. По словам Дмитрия Кузнецова, безусловно, есть мелкие страховые компании, которые откровенно демпингуют, однако крупные страховщики придерживаются сегментарного подхода и предлагают в своих нишах конкурентные условия (тарифы, покрытие, сервисные услуги). «В России достаточно широк класс людей, которые выбирают не по принципу “максимально дешево”, а по принципу “высокое качество по разумной цене”. Поэтому конкуренция уже идет в цивилизованном направлении: страховщики, стараясь сформировать приемлемый тариф, уделяют внимание и количеству, и качеству дополнительных услуг, которыми может воспользоваться страхователь. Например, предлагают бесплатную эвакуацию, помощь аварийного комиссара и другое», – отмечает первый заместитель гендиректора «Межрегионгаранта» Дмитрий Климов.
Работать в убыток выгодно? Компании продолжают активно сотрудничать с автосалонами и страховыми брокерами, хотя сотрудничество это порой обходится слишком дорого. «Сегодня автосалоны берут высокую комиссию по полисам каско. В отдельных случаях ее размер доходит до 40–45%, что сводит прибыль страховщика к минимуму, но за счет объемов такие продажи остаются выгодными», – говорит Дмитрий Климов. Брокерская комиссия в среднем по рынку составляет порядка 25% от стоимости полиса. И, несмотря на убыточность, тенденция к снижению комиссионных пока не прослеживается. Объяснение этому феномену предложил первый заместитель гендиректора «Росно» Дмитрий Попов: «Сегодня российский страховой рынок находится в переходном периоде, когда большинство компаний заняты поиском стратегического инвестора для последующей продажи. А “предпродажный” менеджер рассуждает примерно так: “С каждого рубля собранной премии я могу получить 30–50 копеек убытков. Но с приходом иностранного покупателя, для которого важен большой портфель по автострахованию, эти убытки с лихвой покроются, за рубль активов при удачной сделке я получу 3 рубля”». И в этом случае издержки по каско перейдут в наследство новому владельцу компании.
ЭКОНОМИЯ: Мелочность обходится дорожеУ страхователя всегда есть возможность приобрести полис дешевле – достаточно согласиться на франшизу, то есть взять на себя покрытие мелких убытков.В автокаско диапазон франшиз широк: от 3 до 90 тыс. рублей, в 2007 году средний размер составил примерно­ 15 тыс. «В большинстве случаев скидка при покупке полиса значительно превышает сумму франшизы, однако страхователи очень редко прибегают к этой возможности – менее чем в 4% договоров», – говорит Дмитрий Кузнецов. Начальник управ­ления автострахования компании «АльфаСтрахование» Игорь Терехов объясняет это тем, что в россий­ском обществе наблюдается излишне трепетное отношение к предметам частной собственности, в частности к автотранспорту. «Нередко можно наблюдать ситуацию, когда в результате мелкого ДТП перекрывается крупная транспортная магистраль – участники аварии ждут сотрудников ГИБДД, чтобы­ оформить даже малейшие повреждения и заявить о них в страховую компанию. Возможность компенсации любых убытков, включая самые незначительные, за счет страховщика привлекает среднего клиента», – считает Игорь Терехов.
Однако дело тут не только в психологии клиента, но и в позиции его контр­агентов. «Против продажи полисов с франшизой часто выступают кредитующие приобретение авто банки, а также салоны, которым такая страховка доставляет лишнюю головную боль. Среди потребителей формируется мнение, что франшиза – чуть ли не обман», – говорит заместитель гендиректора компании «Русский мир» Андрей Знаменский.
Показатели по каско в 2007 годуКомпанияПремия, млрд руб.Средняя премия по договору, тыс. рубОтношение выплат к взносам, %Доля в общей премии, %Росгосстрах*13,5438,84326Ингосстрах*11,7867,25634Ресо-гарантия*11,2658,94236Росно*5,4621,97022Цюрих.Ритейл4,6128,25756Военно-страховая ­компания*3,8536,15322 Стандарт-резерв3,8038,85658Уралсиб*3,7633,25133АльфаСтрахование* 3,4761,77431Согласие3,3031,06331