Рубрики
Статьи

«Viberi» Как я провел IPO

«Viberi» Как я провел IPO
«Viberi» Как я провел IPOЧто означает IPO для финансового специалиста? Много проб­лем в процессе и еще больше выгод по его завершении. Финансиста, прошедшего через процедуру IPO, с радостью встретят в любой компании. При этом даже необязательно быть финансовым директором. Например, нынешний старший вице-президент по финансам группы «Мечел» Антон Вищащенко своей стремительной карьерой во многом обязан тому, что сразу после окончания экономического факультета МАИ в 2000 году пришел на позицию финансового аналитика в «Вимм-Билль-Данн». В 2002-м его компания разместила свои акции на бирже. Еще через четыре года 26-летний Антон Вищаненко стал главным финансистом «Мечела».
Вывод простой: выпускникам факультетов экономики и финансов, желающим сделать успешную карьеру, просто необходимо устроиться по специально­сти в компанию, реально планирующую выйти на фондовую биржу в ближайшие 2–3 года («Выбери!by» № 8, 2007). Если сможете дорасти хотя бы до заместителя начальника отдела – успех обеспечен. Особенно ценится опыт подготовки отчетности по МСФО.
Переманить финансового директора из компании, только вышедшей на биржу, довольно сложно. Инвесторы не любят таких потрясений, как уход главного финансиста. Да и основные владельцы предпочитают не разбрасываться специалистами в условиях кадрового голода. Как правило, топ-менеджер сразу после размещения получает опцион на выкуп акций по фиксированной цене, которая намного ниже рыночной. Для хедхантеров такой специалист потерян как минимум на три года (обычный срок для реализации опциона).
Биржа зовет. Рыночная ситуация как никогда благоприятствует размещению акций. Не стоит усмехаться и вспоминать повышенную волатильность фондового рынка в первом полугодии 2007 года. Несмотря на падение индекса РТС с максимума в 2008 пунктов, достигнутого 16 апреля, до 1725 пунктов к 30 мая, оценка инвесторами российских активов остается одной из самых высоких за все время существования фондового рынка.
Но воспользоваться такой ситуацией смогут немногие – лишь те, кто планировал выход на биржу еще в 2004 году и тогда же начал готовить отчетность по МСФО, отстраивать бизнес-процессы, внедрять ERP-систему (о влиянии уровня автоматизации в компании на ее инвестиционную привлекательность читайте в FD № 7 за 2007 год). Конечно, при большом желании можно выйти на биржу и без особых приготовлений. Только в таком случае оценка инвесторов вряд ли устроит владельца бизнеса.
Дмитрий Иванов, первый вице-президент по финансам и инвестициям «Ситроникса», вообще считает, что IPO необходимо любой более или менее крупной компании (стр. 37). Чтобы выжить после вступления в ВТО, необходимы массированные капитальные вложения. Бесконечно наращивать кредитный порт­фель не может ни одна компания. Рано или поздно для сохранения конкурентоспособности бизнесу придется привлекать инвесторов в уставный капитал, в том числе путем выхода на фондовую биржу.
Герои наших дней. В данном проекте FD и «Viberi» представляют вам опыт финансовых директоров компаний, акции которых оказались на бирже в конце 2006 – начале 2007 годов. Из них два IPO (Челябинского цинкового завода и «Интегры») прошли по верхней границе ценового диапазона – ЧЦЗ даже удалось увеличить максимальную цену уже в процессе сбора заявок. Несмотря на это, завод переподписал книгу заявок в 11 раз. Еще удивительнее опыт «Интегры» – ведь инвесторы покупали акции компании из отрасли, до сих пор практически не представленной на фондовом рынке. Тем не менее главному финансовому директору Алексу Полевому удалось убедить инвесторов в перспективности неф­тесервисного бизнеса.
Особняком стоит «Ситроникс», ставший первой высокотехнологической компанией из России, разместившей свои акции на бирже. О желании провести IPO IT-компании говорят с конца 1990-х годов – тогда о размещении на NASDAQ мечтала группа IBS; с 2003 года о скором IPO в России говорит «Компьюлинк». Но первопроходцем стала именно «Ситроникс». И ничего страшного, что компания разместилась по нижней границе ценового диапазона в $12–15. Инвесторы поверили в перспективы IT-компании из России, оценив ее в $2,3 млрд.