«Viberi» Как кризис повысил роль CIO
«Viberi» Как кризис повысил роль CIOОксана Смирнова-Крелль с недавних пор руководит IT-блоком Банка Москвы. Она пришла в сферу информационных технологий «со стороны бизнеса» и теперь внедряет, по ее словам, новый подход к работе: ориентацию технологий и процессов на потребности клиентов. Например, при создании системы дистанционного банковского обслуживания ее сотрудники вместе с бизнес-подразделениями участвуют в разработке технологий, гарантирующих клиенту сервис в виде удобного и безопасного удаленного доступа для управления своими счетами/продуктами. С ее точки зрения, важно, чтобы банковский CIO одновременно понимал и технологию, и бизнес. Иначе любое внедрение обречено на неуспех. «CIO обязан обеспечить выбор правильного во всех отношениях решения, инициировать изменение технологий, если это лучше скажется на бизнесе и качестве обслуживания клиента», – говорит Оксана Смирнова-Крелль. Пару лет назад такое вряд ли было возможным – IT-директор играл главную роль в выборе аппаратного и программного обеспечения, каналов связи и передачи данных. Сегодня, особенно в крупных компаниях высокотехнологичных отраслей, CIO становится опорной фигурой, на которой держится бизнес. «Набрать вес» помог кризис: после вынужденной консервации IT-инфраструктуры, накопив ликвидность, компании приступили к наработке конкурентных преимуществ, в том числе и с помощью автоматизации.Снова нужны. Переосмысление роли CIO в российских компаниях уже началось. Сейчас можно сравнивать эту должность с позицией директора по корпоративному развитию. Проще всего оценить изменение роли CIO, обратив внимание на его подчиненность. «Более чем в 50% случаев IT-директор напрямую подчиняется генеральному директору или входит в правление», – говорит руководитель информационной службы компании «ИВК» Иван Коровин. Генеральный директор компании DATA+ Алексей Ушаков указывает: по данным последних исследований на рынке труда, в России вновь стали востребованы IT-директора. «Значит, некоторые компании только начинают подыскивать себе CIO. То есть раньше таких должностей в компаниях либо не было вовсе, либо прежний директор был уволен в период кризиса», – говорит он. Однако, по мнению Алексея Ушакова, роль IT-директора все же остается вторичной. «Выбор стратегии по расширению бизнеса либо отсечению непрофильных или неприбыльных видов деятельности – сфера ответственности директора по корпоративному развитию. CIO, в лучшем случае, может выступать советником при разработке стратегии, – отмечает Алексей Ушаков. – Роль CIO существенно возрастает на этапе реализации стратегии».Существование бизнеса жестко связано с информационными рамками, которые постепенно расширяются. Товары и процессы описываются все большим числом параметров, которые необходимо анализировать. Оперативно изучать эти потоки данных возможно только при помощи автоматизации, и потому роль CIO меняется. Директор по работе с финансовым сектором компании SAS Россия/СНГ Юлий Гольдберг отмечает, что роль IT-директора постепенно трансформируется в роль директора по управлению знаниями. «Важной задачей CIO становится эффективное использование информационных потоков и данных предприятия для получения конкурентных преимуществ и развития бизнеса», – говорит он.Убеждения CEO. Иван Коровин указывает на количество успешно реализованных IT-проектов (с соблюдением сроков, объемов, качества и бюджета). «Их доля не превышает 20%. Причин много, но основные из них – непрофессионализм CIO и отсутствие у него необходимых полномочий», – говорит он. Чего сегодня хотят от IT-директоров требовательные акционеры? «Лучшие CIO – это лидеры, разбирающиеся в программно-аппаратном обеспечении, информационной безопасности, телекоммуникационной инфраструктуре, финансовом и бухгалтерском учете, логистике и, конечно же, в непосредственных отраслевых бизнес-процессах компании», – отвечает Иван Коровин. Конечно, подобная квалификация позволяет решать вопросы, выходящие далеко за рамки IT, в том числе вопросы корпоративного и стратегического развития. «Изменение роли CIO в компании возможно только тогда, когда лично генеральный директор твердо убежден в том, что IT – это ценный стратегический инструмент бизнеса, а не вспомогательная служба», – уверен Юлий Гольдберг.
Рубрики