«Viberi» Как китайцы полюбили Россию
«Viberi» Как китайцы полюбили РоссиюЕвгений Колесов, генеральный директор Optim ConsultКак китайцы полюбили РоссиюКризис кардинально изменил отношение китайских производителей к заказчикам продукции. Жители Поднебесной стали ценить россиян, после того как европейцы и американцы снизили объемы закупок.TweetДва раза в год, в апреле и октябре, в южно-китайском городе Гуанчжоу проходит выставка. Крупнейшая в Азии иВ вторая вВ мире. Многие российские бизнесмены регулярно ее посещают. На каждый этап приезжает порядка 4,5–5 тыс. бизнесменов из России, желающих работать с китайскими производителями. До кризиса ситуация была не в пользу наших предпринимателей. Китайцы открытым текстом говорили: В«Мы не работаем с РоссиейВ». При этом четко называли причины:– продукция вам нужна дешевая, а на ней много не заработаешь;– сначала говорите, что нужно десять контейнеров, а потом с трудом на один набираете;– по ценам каждый раз отжимаете так, что не продохнуть.Приходилось хитрить, выдавать себя за финнов (контейнеры шли на Котку и далее в Санкт-Петербург и на Москву, и поэтому удобно было выдавать себя именно за финнов). Доходило до того, что за эстонцев с латышами себя выдавали, чтобы с фабрикой контакт установить. Китайцы ориентировались на европейские компании и морщились от фразы В«мы из РоссииВ». Докризисный пример на моей памяти. Мы привезли клиентов из Питера на выставку в Шанхай. Подходим к представителям одной местной компании, говорим, что необходима отправка товаров тремя контейнерами в месяц. Сначала китайцы, слыша родную речь от иностранцев, сВ улыбками начали изливать комплименты. На подошедших итальянцев, озвучивших совсем небольшой объем – контейнер в месяц, почти никто не обращает внимания. До тех пор пока мы не называем порт доставки – Санкт-Петербург. В«Так вы из России?В» – брезгливо бросают нам китайцы и резко переключаются на итальянцев. Нам пришлось искать других контрагентов.Нежданно грянул кризис. Европа встала. США тоже. Снобизм с китайцами сыграл злую шутку. Десятки тысяч китайских производителей разорились в первую пару месяцев кризиса. И мне их не жаль. Кто смог пережить начало кризиса и не сорвался в бездну банкротства, задумались, как жить дальше. Недавно мы опросили более 2 тыс. китайцев, проживающих на территории КНР (это важный момент, многие руководят своими заводами из-за границы) иВ занимающих руководящие должности на предприятиях. В ходе опроса выяснилось, что больше 4/5В китайских производителей нуждаются в заказах из России. Однако цифры не могут передать того, что происходит на самом деле. На недавно прошедших выставках в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу мы заметили явный интерес к клиентам именно из России. Нас везде встречали радушно, даже очень радушно. Активно шли на диалог по снижению цен, увеличению товарных позиций в контейнере. Вот только товарные кредиты обсуждать отказывались. В свое время в Китае много писали о кризисе 1998В года. Местные жители в курсе, что русский бизнес пережил тот кризис, выйдя из него закаленным. Китайцы очень уважают силу и опыт, понимая, наВскольВко он важен. И если год назад нам были не особенно рады, то теперь ситуация изменилась. Дорогая продукция не в почете. А в китайском ширпотребе Россия толк знает. Они готовы носить нашего бизнесмена на руках, лишь бы заказы шли. Многие сети прекратили поставки из Китая, почти все их сократили. На фоне этого заказы от нескольких контейнеров выглядят вполне достойно. Крупный бизнес уступает место мелкому и среднему. Пусть заказы небольшие, зато постоянные. Китайцы понимают это и стараются проявлять всю свою восточную обходительность кВ клиентам из России. Деньги нужны всем. Отношение изменилось. И не только к россиянам. В Китае на стендах образцы во время выставки брать нельзя. Клиенты, которые занимаются подобным собирательством, китайцам не нравятся. И, так как они дома, в жесткой форме отказывают. Теперь ситуация у многих местных производителей просто кошмарная. И только ты скользнул взглядом по стенду, как в тебя впивается умоляющий взгляд китайца, который через мгновение готов отдать все, что уВ него лежит, лишь бы бизнесмен подарил ему хоть надежду на сотрудничество. Признаться, за почти 11В лет в Китае я всегда думал, что этот китайский паровоз ничто и никогда не остановит. К счастью, ошибался. С Китаем творятся потрясающие метаморфозы. Кризис лечит.
Рубрики