Рубрики
Статьи

«Viberi» Изношенная «автогражданка»

«Viberi» Изношенная «автогражданка»
«Viberi» Изношенная «автогражданка»Президиум Высшего Арбитражного суда, поставив точку в споре между Национальной страховой группой (НСГ) и компанией «НСГ – Росэнерго», немало озадачил «автогражданский» рынок. Судьи постановили, что убыток по ОСАГО должен возмещаться без учета износа деталей и узлов попавшего в ДТП автомобиля. В мотивировочной части постановления, текст которого оказался в распоряжении «Выбери!by», говорится буквально следующее: «Содержащееся в пункте 63 Правил [ОСАГО] положение об учете износа имущества противоречит Федеральному закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ [закон об ОСАГО] и общим правилам гражданского законодательства о возмещении убытков, поэтому по вопросу о размере страховой выплаты Президиум […] руководствуется данным Законом как актом, имеющим большую юридическую силу». После этого прецедентного решения как-то забылось, что изначально страховщики спорили вовсе не из-за износа. Два с половиной года назад клиент «НСГ–Росэнерго» по «автогражданке» стал виновником ДТП, в котором пострадал страхователь НСГ по каско. НСГ выплатила своему клиенту, как и положено, полную сумму – без учета износа. И отправила счет в компанию «НСГ–Росэнерго». Однако та оплачивать его не стала – ни с учетом износа, ни без оного – после чего, собственно, и началась тяжба. Первые три инстанции истцу отказали. Однако Президиум ВАС отменил предыдущие судебные решения и вынес постановление в пользу НСГ, удовлетворив требования группы в том числе и по размеру выплаты. Страховое сообщество удивилось. Поначалу, до появления текста постановления с мотивировочной частью, у участников рынка возникли подозрения, что в документ закралась опечатка. Вот мнение одного из юристов, высказанное в частной переписке: «Необходимо понимать, что, если опечатка в постановлении ВАС не будет исправлена, это обстоятельство само по себе не сможет изменить судебную практику». Но теперь сомнений нет, как не было и опечатки. Вопрос износа истолкован недвусмысленно. «Можно предположить, что суды нашей системы будут принимать решения исходя из этого постановления при схожих обстоятельствах», – заявили «Выбери!by» в пресс-службе ВАС. Но есть еще система судов общей юрисдикции, и ведь именно туда обращаются граждане, недовольные страховщиками. Между тем Верховный суд, венчающий эту систему, однажды (в 2004–2005 годах) уже рассматривал иск о признании Правил ОСАГО в той части, где они касаются учета износа, незаконными. Иск тот был отклонен, решение, принятое первой инстанцией, подтвердила кассационная. Отсутствие единой судебной практики – вещь крайне опасная, оптимальный вариант в нынешней ситуации – внести изменения в законодательство. Но во Всероссийском союзе страховщиков «Выбери!by» заявили, что пока ни одна из компаний с подобным предложением не обращалась. «Да и вносить поправки – прерогатива Минфина», – пояснил президент ВСС Александр Коваль. В пресс-службе Минфина сказали, что «потребуется определенное время, чтобы разобраться в вопросе». Тем временем страховщики начали подсчитывать убытки, которые им сулит решение ВАС. По мнению Российского союза автостраховщиков, в случае введения системы, при которой не будет учитываться износ, тарифы по ОСАГО придется повышать на 35–40% – именно на столько увеличатся в среднем суммы выплат. По мнению же первого заместителя гендиректора компании «Москва Ре» Сергея Дедикова, выплаты вырастут всего на 10–12%.