«Viberi» Исторический оптимизм
«Viberi» Исторический оптимизмMoody’s объявило о начале пересмотра рейтинга в июле, а его результаты в соответствии с процедурой предполагалось объявить через три месяца. Тем не менее участники рынка никак не ожидали повышения рейтинга сразу на две ступени. Standard & Poor’s, наиболее консервативное из тройки рейтинговых агентств, в январе заявило, а на прошлой неделе подтвердило свое мнение о том, что пересмотр рейтинга в сторону повышения вряд ли произойдет ранее президентских выборов.
Рейтинг России по версии S&P; находится на уровне ВВ, что на две ступени ниже первого инвестиционного уровня BBB-. По мнению же агентства Fitch, лишь одна ступень отделяет страну от инвестиционного уровня (рейтинг ВВ+).
Власть в восторге. Премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что событие является «историческим», так как ни СССР, ни Россия не имели инвестиционного рейтинга. Премьер выразил уверенность в необходимости скорейшего реформирования банковского сектора и снижения темпов инфляции в 2004 году до 10%.
А министр финансов Алексей Кудрин поспешил заявить, что повышение рейтинга вовсе не означает, что Россия обязательно будет осуществлять заимствования на внешних рынках в 2004 году.
Манипуляция? На рынке акций 8 октября происходили странные вещи. В начале торгов крупные продавцы начали продавать ликвидные акции. Бумаги РАО «ЕЭС России» подешевели более чем на 5% до 8,7 рублей, акции «ЛУКОЙЛа» и «Сургутнефтегаза» упали на 4%, соответственно, до 690 и 15,5 рублей за штуку. Обратное движение рынка началось около 14.00, еще до публичного объявления Moody’s о повышении рейтинга.
Это дало аналитикам повод говорить, что как за неожиданным утренним падением, так и за дневным восстановлением рынка стояли лица, обладавшие инсайдерской информацией.
Действительно, акции быстро восстановились после падения, а большинство из них по итогам дня существенно выросли (см. стр. 49). Однако ФКЦБ пока не расследует факты странных движений на рынке акций. Представитель комиссии в пятницу заявил, что расследования нет, так как нет никаких официальных обращений в комиссию.
Рынки, несомненно, положительно восприняли присвоение инвестиционного рейтинга. Значительно поднялся внешнедолговой рынок, рекордсменом по итогам дня стали долгосрочные еврооблигации Россия-30 (+3,3%). Торги на рынке АДР были ознаменованы взрывным ростом акций «Газпрома» и «Норильского никеля», которые подорожали примерно на 10%.
Воодушевление участников рынка поддерживалось уверенностью в том, что отныне российские ценные бумаги будут покупать крупные зарубежные портфельные инвесторы: страховые компании, паевые и инвестиционные фонды. Многие из них вправе вкладывать средства только в инструменты стран, имеющих инвестиционный рейтинг. Позитивно на этом фоне прозвучало известие о том, что в Москву приезжали представители Fidelity — одного из крупнейших мировых инвесторов.
Тем не менее ожидать мгновенного притока капитала сразу вслед за объявлением рейтинга Moody’s не приходится. Процедура согласования структуры портфелей фондов может занять не один месяц. К тому же, часть инвесторов воздержится от вложений в Россию, пока либо S&P;, либо Fitch не повысит рейтинг до инвестиционного уровня и не будут известны результаты президентских и думских выборов. А вот вероятность притока краткосрочных спекулятивных денег достаточно высока. Однако в случае ухудшения ситуации на международных финансовых рынках это таит угрозу быстрого оттока средств.
Есть прогрессЗарубежные финансовые издания, формирующие мнение иностранных участников рынка, выразили неоднозначные мнения. Осторожный оптимизм высказала The Wall Street Journal. По мнению газеты, повышение рейтинга подтверждает прогрессивное развитие страны со времени дефолта 1998 года в направлении экономической и политической стабильности. The Economist настроен более скептически. Проанонсированный заголовок материала, который выйдет в издании на этой неделе, можно расценивать как осторожную рекомендацию воздержаться от неспекулятивных вложений в российские ценные бумаги.
Эксперты The Financial Times оценили усилия правительства по реформированию экономики. Однако, по мысли авторов, пока рано говорить о достижении инвестиционного уровня: в структуре экономики наблюдается нездоровый перекос в сторону нефтегазового сектора. Авторы также усомнились в утверждении Moody’s о том, что перипетии политической борьбы не скажутся на курсе экономических реформ. l
Рубрики