Рубрики
Статьи

«Viberi» Искусственные продажи

«Viberi» Искусственные продажи
«Viberi» Искусственные продажиГлавным событием стало прекращение снижения объемов продаж Sotheby’s русского искусства и антиквариата, продолжавшееся два года – с июня 2008-го. Результат – 22,3 млн фунтов стерлингов – превысил уровень декабря 2009-го более чем на 80%. При этом В«средний чекВ» русской живописи стоимостью до 500 тыс. фунтов был намного ниже двухлетних значений. Как следствие, этот сектор по-прежнему остается весьма привлекательным для инвесторов.Традиционные вечерние торги В«Шедевры русского искусстваВ» Sotheby’s считаются очень важным индикатором состояния русского сегмента мирового арт-рынка. Для этого мероприятия отбираются работы шедеврального качества, имеющие безупречные провенанс (история собственности объекта) и экспертизу. Считается, что вечерние торги имеют особый статус – на их результаты ориентируются коллекционеры и арт-дилеры в течение последующих шести месяцев.Сохранение за В«Шедеврами русского искусстваВ» этого статуса говорит о живом интересе к этому сектору рынка. Однако на сей раз картина была несколько смазана – на вечерние торги Sotheby’s удалось собрать всего 26 шедевров, из которых было продано лишь 17 работ на фоне общего объема торгов в 250 картин. Кстати, акцииВ Sotheby’s также являются одним из индикаторов состояния мирового арт-рынка. Если в момент острой фазы кризиса осенью 2008 года их котировки резко провалились, то за последний год ситуация кардинально изменилась. Бумаги устойчиво росли иВ увеличились в цене на 125,7%, намного обогнав ведущие фондовые индексы. Например, S&P; 500 отрос лишь на 15,5%, а индекс Доу-Джонса (DJI) – на 16,4%. Однако до максимальных значений июля 2007 года акциям Sotheby’s не хватает еще 66,7%, что поддерживает интерес к ним на весьма высоком уровне.Русские рекорды. Что касается В«голубых фишекВ» русского искусства, то среди них на лондонских торгах особо отличились картина из африканского цикла Александра Яковлева В«Тити иВ Нарангхе, дочери вождя ЕкибондоВ» и В«ВасяВ» Кузьмы Петрова-Водкина. При этом африканские девушки при эстимейте в 700–900 тыс. фунтов стерлингов были проданы на Sotheby’s за 2,5 млн фунтов, а занявший второе место портВ­рет мальчика Васи В«ушелВ» на Christie’s более чем за 1,8 млн фунтов (эстимейт 250–350В тыс. фунтов стерлингов), установив мировой рекорд цены на произведения художника.Неожиданно высоко на торговой площадке MacDougall’s был оценен Нико Пиросмани. Его пейзаж В«Ночной холм АрсеналВ» был куплен за 1,1В млн фунтов. Удивил экспертов и Константин Коровин, чей В«Натюрморт с розами и яблокамиВ» был продан на Christie’s В«лишьВ» за 937 тыс. фунтов, что превысило первоначальную оценку в 9В раз.Скромнее всех выступил аукционный дом Bonham’s, продав менееВ половины лотов, из которыхВ  чуть более 55% было реализованоВ по цене, превышающей нижний уровень предварительной оценки. ВВ общей сложности на торгах Bonham’s было получено 1,9В млн фунтов стерлингов.ПоВ результатам лондонских торгов русскаяВ живопись и прикладное искусство принесли Christie’s более 11,9 млн фунтов стерлингов, что почти втрое превышает уровень июня 2009 года (4,1 млн фунтов). Торги, состоявшиеся в декабре 2009-го, также показали более высокий по сравнению с июнем результат (8,9 млн фунтов), что, по мнению члена-корреспондента Международной академии искусства и культуры Юрия Юдина, однозначно свидетельствует об устойчивости арт-рынка и подтверждает высокий спрос на русскую живопись.Динамика роста средней стоимости значимых произведений искусства также имеет положительную тенденцию: за год на Christie’s этот показатель вырос на 83,2%. Количество лотов, цена реализации которых превысила 100 тыс. фунтов стерлингов, стало больше в 2,7 раза и почти достигло уровня июня 2008 года. При этом увеличился процент аукционных продаж: с 65% в июне 2009-го до 75% в июне 2010 года. Что, безусловно, свидетельствует об увеличении интереса покупателей.Еще одним свидетельством оживления мирового арт-рынка является поведение индексов ARTIMXВ и ARTIMX-RUS. Интересно, что за год (апрель 2009 – апрель 2010) значение ARTIMX-RUS снизилось менее чем на 17%, в то время как падение ARTIMX превысило 30%. При этом индексы покупательской активности ARTIMXba и ARTIMXba-RUS за тот же период выросли более чем на 8%. Что, по мнению заслуженного художника РФ Владимира Муллина, с одной стороны, свидетельствует об уменьшении средней цены продаж, а с другой – об увеличении инвестиционной привлекательности российской части мирового арт-рынка.Неоднозначные результаты. На состоявшихся 23 июня торгах В«Искусство импрессионизма и модернизмаВ» Christie’s был установлен новый рекорд для лондонских площадок – выручка составила почти 153 млн фунтов стерлингов ($227 млн). Предыдущее достижение принадлежало аукционному дому Sotheby’s, наторговавшему в феврале нынешнего года на 147 млн фунтов, показавшему 22 июня на вечерних торгах результат вВ 112 млн фунтов стерлингов ($153 млн) и установившему несколько новых рекордов на произведения художников.В частности, установлен новый максимум цены на картины Эдуарда Мане – его В«Автопортрет сВ палитройВ» был куплен за 22,4 млн фунтов. До сих пор самой дорогой работой художника считалась В«Улица Монье с флагамиВ», проданная вВ Нью-Йорке в 1989 году за 16,4 млн фунтов. Кроме Мане, отличился Андре Дерен, полотно которого В«Деревья в КоллиуреВ» принесло 16,3 млн фунтов. Следует отметить, что несмотря на победные реляции, Christie’s не дотянул до установленного самому себе уровня: сумма эстимейтов всех выставленных на продажу шедевров (всего их было 63) находилась в диапазоне 164–231 млн фунтов ($245–345 млн). В итоге было реализовано 46 лотов (75%), большинство из которых (35 работ), по данным Bloomberg, не вышли за рамки предварительной оценки или были проданы ниже прогнозов. Из топ-10 верхнюю планку эстимейта перешагнула лишь половина картин. Полное фиаско постигло одного из фаворитов Christie’s: полотно В«Пруд с белыми кувшинкамиВ» Клода Моне, оценивавшееся в 30–40 млн фунтов, было снято с торгов, так как предложенная за него цена не достигла нижней границы – максимальная заявка ограничилась суммой в 29В млн фунтов стерлингов. Кроме того, не случилось ожидавшейся сенсации при продаже работы Пабло Пикассо В«Портрет Анхеля Фернандеса де СотоВ» (другое, более известное название – В«Любитель абсентаВ»). Картина была продана В«лишьВ» за 34,76 млн фунтов стерлингов ($51,2 млн). Это не позволило превзойти ценовой максимум работ художника на аукционах Christie’s, достигнутый полтора месяца назад в Нью-Йорке, когда В«Обнаженная с зелеными листьями и бюстомВ» ушла за рекордные $106,5 млн. На сей раз Пикассо самого себя победить не удалось.По мнению члена Международной академии творчества Дмитрия Самодранова, результаты лондонских торгов говорят о том, что воспрянувший духом арт-рынок пока находится в нестабильном состоянии. Наблюдается хороший рост объемов продаж по всем позициям, но при этом предсказуемость результата довольно невысока. Это касается как русских торгов, продемонстрировавших серьезную недооцененность произведений наших соотечественников и нерешительность покупателей западного импрессионизма иВ модернизма. В«Скорее всего, – считает академик, – эта неоднозначность будет наблюдаться не менее 1,5–2 лет: арт-рынок должен успокоиться иВ принять новые экономические реалии, привнесенные мировым финансовым кризисомВ».В В