Рубрики
Статьи

«Viberi» ИНТРИГА НЕДЕЛИ: Продлят ли мораторий\?

«Viberi» ИНТРИГА НЕДЕЛИ: Продлят ли мораторий\?
«Viberi» ИНТРИГА НЕДЕЛИ: Продлят ли мораторий\?31 января истекает срок соглашения о замораживании цен на продтовары первой необходимости. Его могут продлить до конца марта – если сочтут целесообразным.
Соглашение между крупнейшими торговыми сетями («Ашаном», «Лентой», «Мосмартом» и другими) и рядом производителей («Вимм-Билль-Данном», «Юнимилком» и прочими) было заключено в октябре 2007-го под давлением правительства. Мораторий могут продлить до конца марта, но будет ли это сделано, неизвестно – в правительстве нет единого мнения.
Соглашение было заключено из-за резко ускорившегося осенью 2007?го подорожания молока, хлеба, подсолнечного масла и других продуктов. Россия впервые всерьез столкнулась с негативными последствиями, вызванными ростом мировых цен на продовольствие, от импорта которого сильно зависима (по молоку – на 25%).
В совокупности с другими мерами «заморозка» дала краткосрочный эффект. По данным Росстата, рост цен на подсолнечное масло снизился с 26,3% в октябре до 0,7% в декабре, на молоко – с 9,6% до 2,5%, общий рост цен на продовольствие – с 3,3% до 1,6%. Тем не менее инфляция составила за год 11,9% против запланированных 8,5%, а продовольствие подорожало на 22,3%.
И в 2008-м инфляция тоже, скорее всего, не удержится в прогнозируемых правительством пределах 8,5%: в январе она, как предполагается, превысит 2%. По мнению директора ИНП РАН Виктора Ивантера, инфляция в России является преимущественно немонетарным феноменом, то есть определяется не избытком денег на руках у населения. Главная ее причина – общая недостаточность предложения практически на всех товарных рынках. Эту точку зрения разделяет эксперт ИКСИ Наталья Шварева, которая обращает внимание на опережающий рост тарифов, изношенность и устарелость производственных фондов, монополизм, в том числе в сфере дистрибуции сельхозпродукции («Выбери!by» № 42, 2007). Обусловленные этими факторами высокие издержки не позволяют существенно расширить товарное предложение и удовлетворить растущий спрос.
Как показывает мировой опыт, для ощутимого роста предложения продовольст­вия требуются серьезные меры поддержки сельского хозяйства, увеличение объемов кредитования и лизинга, государственные инвестиции в социальную и производственную инфраструктуру села, создание механизмов изъятия земли у неэффективных собст­венников. Ценовые же моратории, напротив, дестимулируют сельхозпроизводителей и не могут всерьез рассматриваться как долгосрочные меры экономической политики.