Рубрики
Статьи

«Viberi» Игра на выживание

«Viberi» Игра на выживание
«Viberi» Игра на выживаниеКак рассказал «Выбери!by» вице-президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин, до конца первого квартала союз планирует провести проверки в компаниях, чья финансовая устойчивость вызывает сомнения.
С начала года с проблемами в бизнесе столкнулись уже два небольших страховщика ОСАГО, каждый из которых держит по 0,6% этого рынка. Лицензия московского «Рекона» была ограничена в части «автогражданки», а питерского «Зенита» – приостановлена. В конце января МВД, Росстрахнадзор и РСА устроили проверки в центральном офисе этой компании. По официальной версии, «Зенит» не выполнил ряд предписаний чиновников. Некоторые наблюдатели опасались, что компания последует примеру ряда не слишком щепетильных «коллег», покинувших рынок «по-английски» и оставивших после себя лишь долги. На такие случаи в РСА создан резервный фонд, куда все участники рынка отчисляют по 3% своих «автогражданских» сборов. За неполные пять лет действия ОСАГО из него было выплачено порядка 650 млн рублей. Но фонд, как любят замечать в РСА, хоть и резервный, но не резиновый. Между тем количество игроков, которые рискуют покинуть в ближайшее время рынок, вероятно, увеличится.
В прошлом году Госдума приняла «гуманистические поправки» к закону об ОСАГО. Впрочем, гуманизм еще предстоит оценить автолюбителям. С одной стороны, нововведения должны улучшить сервис в «автогражданке», с другой – неминуемо приведут к повышению тарифов. С марта страховая сумма в части возмещения вреда жизни и здоровья увеличивается с 240 тыс. рублей на всех потерпевших до 160 тыс. рублей на каждого. С июля вводится прямое урегулирование убытков, то есть за выплатами можно будет обращаться не к страховщику виновника ДТП, а к своему «родному», у которого был куплен полис. С декабря участники мелких аварий получат право оформлять происшествия по так называемому Европейскому протоколу без участия сотрудников ГАИ.
Некоторые страховщики пугают законодателей и регулирующие органы неминуемым увеличением убыточности по ОСАГО более чем на треть. Другие дают не столь пессимистические прогнозы. Например, начальник управления маркетинга компании «ВТБ-страхование» Илья Богданов считает, что уровень выплат увеличится на 10–15%, вряд ли больше. Но даже сдержанный рост может сказаться на страховщиках ОСАГО самым неблагоприятным образом.
Принято считать, что кризис на «автогражданском» рынке разразится, когда совокупный размер возмещений по этому виду страхования достигнет 77% от собираемой премии, – именно такая часть сборов в структуре тарифа предназначена для обеспечения текущих выплат. Формально показатель убыточности в 2007 году в среднем по рынку составлял 57%. Но не секрет, что многие компании выплачивают куда более щедрые комиссионные, чем им дозволено нормативами ОСАГО. Иногда они достигают 45%. В официальной отчетности дополнительные затраты, разумеется, не фигурируют, но реальное положение дел от этого лучше не становится.
Крупные универсальные компании покрывают убытки в ОСАГО за счет других видов страхования, прежде всего корпоративных. Но не у всех бизнес отличается высокой диверсификацией. Руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев считает, что, если доля ОСАГО в портфеле компании превышает 50%, она рискует столкнуться с «определенными финансовыми трудностями».
«Выбери!by» насчитал 29 операторов, чьи сборы более чем наполовину формирует «автогражданка». Для некоторых из них развитие неприбыльного ОСАГО – часть стратегии бизнеса. Это касается, в частности, компании «Энергополис», основной акционер которой – израильская группа DIFI – планирует развивать прямые продажи полисов автострахования и готов к убыткам в течение ближайших лет. Пока проект находится в начальной стадии. Анализировать портфели на этом этапе (когда заключено менее 10–15 тыс. договоров) некорректно.
В «Региональном альянсе» и трех компаниях системы «Росгосстраха», оказавшихся в списке, попросили учитывать результаты по группам – дескать, показатели скачут от региона к региону и дают объективную картину только вкупе. «“Росгосстрах” – это группа компаний, и результат по ОСАГО мы считаем по всей группе», – заявил «Выбери!by» первый заместитель гендиректора страхового холдинга Дмитрий Маркаров.
В ряде других компаний соглашаются с необходимостью сокращения доли «автогражданского» бизнеса. Президент «Короны» Владимир Голованов признал, что «для устойчивости ОСАГО в портфеле должно быть поменьше», и поведал о планах нарастить поступления от корпоративных клиентов по имущественным видам страхования. В Транспортно-промышленном страховом обществе также обеспокоены количеством «автогражданских» договоров и уже пытаются снизить их долю.
Еще одна категория страховщиков полагает, что низкий уровень убыточности по портфелю позволит им уверенно держаться на рынке. Впрочем, начальник управления ОСАГО «Гранита» Ольга Чадина, комментируя низкое (всего 19%) соотношение выплат и сборов, заявила, что убыточность еще может вырасти.
Кстати, насчет «Зенита», о котором речь идет в начале материала. Как сообщили в РСА, этот страховщик сейчас передает документацию и готов исполнять свои обязательства по заключенным договорам.
Страховщики, в портфелях которых ОСАГО по итогам 2007 года превышает 50%№КомпанияДоля ОСАГО в общей премии, %Изменение за год, п.п.Премия по ОСАГО, млн руб.Изменение за год, %Убыточность, %Изменение за год, п.п.Отношение урегулированных страховых случаев к заявленным*, %Количество договоров, шт.Изменение за год, %Средняя премия, руб.1Энергополис100870,4417147-447187170131722732Региональный альянс9615616,839736308936412838516943Транспортно-промышленное страховое общество89-1061,83445497441462714004Гранит8724499,182319166017211662029005Свод872255,019330-15841765021831196АСОПО86-492,867513256371797224977Корона831224,41503729946911014832478Дженерал резерв8257332,015936119113508416624589Северо-Западная страховая компания76-6580,82432687234011109248210Национальное качество752139,4602710922018370195311Росгосстрах – Дальний Восток702981,51657-310062067610158112Генеральный страховой альянс70-17570,4-374925105172960-45329813Конда7015316,829325-975115450256274414Асто-гарантия6913124,311922-21023816970325615Ангара68-596,5-558510255495-3173916Айни67-2144,803249889067-11162617ЛК-сити6718106,48634198841787106254618Защита-находка66-2316,5305039918224853173719Губернская страховая компания Кузбасса 6613253,52775310316364730154920Промышленно-страховой альянс6527502,0458279218176628276221РСТК613183,64341-16938495011216222Поддержка-гарант60-9177,6213928412929214137323Спортстрах601520,2583821901152192175224Росгосстрах – Сибирь56-32343,613601010015040596155825Надежда55-8282,3186429714643713192826Эни51-367,2167-2100437660153627Росгосстрах – аккорд514922,91069141005791317159428Ариадна50-13160,518371985817436275929Московия50-874,81514903168402361 * С учетом убытков за 2006 год, урегулированных в 2007-м. Источники: Росстрахнадзор, РСА.
Настораживает:• если убыточность за прошлый год выросла больше, чем в среднем по рынку (5 процентных пунктов);
• если соотношение урегулированных и заявленных страховых случаев значительно ниже среднерыночного значения (97%);
• если прирост по количеству договоров за год больше, чем прирост по премиям.
Успокаивает:• если доля ОСАГО в портфеле за прошлый год сократилась вследствие роста в других видах страхования;
• если средняя премия по договору выше среднерыночного показателя (2111 рублей);
• если бизнес компании находится в начальной стадии развития и ее акционеры готовы компенсировать убыточность.