Рубрики
Статьи

«Viberi» Игорь Симонов: «Мой магнат не комсомолец и не герой»

«Viberi» Игорь Симонов: «Мой магнат не комсомолец и не герой»
«Мой магнат не комсомолец и не герой»Игорь Львович, что заставило топ-менеджера крупной компании взяться за перо?– Сказать, что я сел и неожиданно написал пьесу, по меньшей мере неточно. Пишу я больше двадцати лет. Правда, с очень большими перерывами, связанными с желанием избавиться от этой пагубной привычки. Я «взялся за перо» в тридцать лет. Написал один рассказ, второй, потом повесть. В то время я преподавал в Архитектурном институте и так устроил свою жизнь, чтобы поменьше работать и побольше писать. Потом начались мучительные и неудачные попытки опубликовать написанное. Я получал из издательств примерно следующие отзывы: «В то время как идет ожесточенная идеологическая борьба между Востоком и Западом, герои Симонова – растлители на зловонной кухне». Меня это сводило с ума настолько, что в конце концов я бросил это дело. Оказалось, не навсегда. Три года назад я решил дописать роман, который начал еще в 1993 году, а потом взялся за пьесу, с которой для меня началась другая жизнь.
Почему вы принесли «Небожителей» именно в «Практику», а не в театр-»монстр» наподобие МХТ им. Чехова?– Все просто – «Практика» находится напротив моего дома, и я там не раз бывал. Я позвонил худруку театра Эдуарду Боякову, и мы договорились о встрече. Сначала он очень расстроился, что я оказался не потенциальным спонсором, а новоиспеченным драматургом, но потом позвонил мне через пару дней и сказал, что разговор можно продолжить. Мы долго обсуждали текст пьесы. Сначала вдвоем с Эдуардом, потом вместе с режиссером спектакля Русланом Маликовым.
К «Небожителям» успели прикрепить ярлык «спектакль об олигархе»… Леонид Цейтлин – ключевой персонаж для вас в этой истории?– Олигархов, то есть людей, которые действительно способны влиять на власть, в стране нет с 2003 года. Моего героя правильнее называть магнатом. Цейтлина нельзя воспринимать как собирательный образ российских миллиардеров, поскольку они все разные. Видеть в нем конкретного человека – тоже неправильно. Откуда взялись такие люди, как он? Кем они были двадцать лет назад? Они занимались либо комсомольской работой, либо чем-то совсем противоположным. Цейтлин точно не комсомолец. И точно не положительный герой.
Во время просмотра «Небожителей» становится очевидным, что автору интересны не герои, а те идеи и мысли, которые он вложил в их уста. О чем в итоге получилась история?– Знаете, есть такой старый анекдот. Летели люди на воздушном шаре и попали в сильный ураган: их уносило непонятно куда, метало. В какой-то момент они, обессиленные, уснули. Просыпаются: солнышко, тишь, гладь, земля внизу и гуляет там человек с собакой. Они кричат ему: «Мужик, мы где?» А он им невозмутимо: «На воздушном шаре». Мораль анекдота в том, что человек был математиком. Потому что он дал абсолютно точный и абсолютно бессмысленный ответ. Чтобы не походить на героя этого анекдота, я предпочел бы воздержаться от конкретных определений. Изложить суть пьесы в двух словах невозможно. Но, наверное, я писал прежде всего о том, что жизнь все больше становится не такой, как кажется. Представления о современной жизни, которые формируются у людей, благодаря массмедиа, не соответствуют действительности. Моим героям кажется, что осталось сделать всего один правильный шаг – и они получат все, о чем только можно мечтать. Но то, к чему они так стремились, в итоге оказывается абсолютно эфемерным.
Любовь у вас в пьесе – очень грустная штука…– Эта история об ее отсутствии. Оно и делает этих людей такими, какие они есть – несчастными. И если уж говорить, о чем пьеса, то точнее, наверное, не скажешь: о том, что счастье лежит не в той плоскости, где герои пытаются его искать.
Две ваши героини, которые старше и умнее, называют третью, юную певицу, имеющую четкую жизненную цель – заполучить в любовники бизнесмена № 1, хорошей девочкой.
Эта авторская издевка?– Мне очень жалко эту девочку. Меня действительно она задевает больше других героинь, которые уже состоялись и, несмотря на всю ту грязь, которая их окружает, точно выживут. В Гарвард учиться поедут, например. А Катю выдернули из нормальной жизни совсем маленькой, она в свои девятнадцать вообще ничего не понимает. На самом деле она хорошая. Она никому не делает ничего плохого. Приносит людям радость, а это не так просто и мало кому удается. Она легкая, независтливая, открытая, откровенная, всегда прямо говорит, чего хочет. Один из героев пьесы произносит монолог, в котором говорит о том, что такие, как она, возможно, и есть вершина эволюции последних пятнадцати лет. Безумных лет, когда ходили на митинги, воровали, убивали, создавали состояния, эмигрировали – и все ради того, чтобы хоть кто-то в стране жил в свое удовольствие. Вот Катя и живет.
«Небожители» производят впечатление современностью и смелостью. Рассуждениями о происхождении капитала, о спецназе, управляющем страной. Провокации намеренные?– Я написал пьесу в 2004-м и думал, что она очень быстро устареет. Удивительно, но с каждым месяцем она становится все более актуальной. Никаких, как вы говорите, провокаций в тексте нет. У меня не было никакого подсознательного страха, я писал то, что считал нужным. Но не мне судить, кто прав, кто виноват. Я не обвиняю своих героев и не защищаю их. Я просто рассказываю об одном дне из жизни этих людей.
Можно сказать, что деньги стали в России национальной идеей, ведь ими измеряется успех, личностная состоятельность, смысл бытия?– Стали, но это скоро пройдет. Так будет до ближайшего обвала цен на нефть. Сразу после этого, я вас уверяю, появится множество молодых неформалов с нечесаными волосами. Конечно, и сейчас есть те, кто не мерит успешность количеством денег. Но сегодня в стране безумное количество денег, и это не может не влиять на то, как люди себя ведут. Кто-то сказал, что деньги нужны для того, чтобы о них не думать. Если человек перестает постоянно думать о деньгах, он становится независимым. Поэтому вопрос не в том, сколько у тебя денег, а в том, думаешь ты о них или нет.
iИгорь Симонов родился в 1951 году в Москве. Окончил физико-математический факультет Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Долгое время преподавал математику в Московском архитектурном институте. С 1991 года работает в российском подразделении корпорации «Ксерокс». За семь лет прошел путь от директора учебного центра до генерального директора компании «Ксерокс Евразия», отвечающей за продвижение продукции Xerox в 23 странах мира. В 2006 году опубликовал первый роман «Приговоренные». 3 февраля 2007 года в театре «Практика» состоялась премьера пьесы Игоря Симонова «Небожители». Об одном дне из жизни нефтяного магната и трех девушек-ведущих популярного ток-шоу, которые в погоне за мифическим успехом теряют близких людей, мечты, иллюзии, чувства. Самих себя.