Рубрики
Статьи

Игорь Аверчев: «Центробанк получает отписки»

Игорь Аверчев: «Центробанк получает отписки»
Игорь Аверчев: «Центробанк получает отписки»- Игорь Вячеславович, Минфин планирует перевести российские публичные и страховые компании на МСФО уже к 2010 году. Готова ли Россия к такому скачку, ведь с банками эта затея фактически провалилась?- Конечно, не готова. Банки обязали готовить международную отчетность (в первый раз — за 9 месяцев 2004 года. — «Выбери!by»), в итоге Центробанк получает от большинства небольших и средних банков лишь отписки, формально напоминающие международную отчетность. Ее приготовление обычно сводится к тому, что банк берет «рыбу», расположенную на сайте Центробанка, и на ее основе делает одинаковые «рапорты». Не говоря уже о том, что Методические рекомендации ЦБ противоречат основным концепциям международных стандартов. Например, соблюдения превышения выгод от информации над затратами на ее получение, возможности выбора для отчитывающейся организации валюты отчетности, понятности информации для пользователей и т. д. Для небольших банков международная отчетность — это лишняя трата денег, времени и средств. Ведь они не выходят на западные рынки капитала, не привлекают иностранных клиентов.
— Но ведь все банки готовят отчетность по МСФО одним и тем же методом — трансформации отчетности, подготовленной по РСБУ. Почему у больших банков она получается «хорошая», а у маленьких — недостоверная?- За все организации и банки я говорить не могу. Многие из них ведут параллельный независимый учет. Кто-то использует специализированное программное обеспечение, позволяющее отражать одну и ту же операцию на разных планах счетов. Другое дело, что крупная компания или банк, выходящие на западные рынки, понимают, какую ответственность они несут за предоставление недостоверной финансовой информации. А перед маленьким банком просто стоит задача вовремя сдать отчет — комплект документов на 60 страниц в дополнение к обязательным 101-й и 102-й формам, которые он сдает в ЦБ.
— С какими проблемами сталкиваются банки, готовя отчетность по МСФО?- Центробанк выпустил нормативы по формированию финансовой отчетности. Но забыл и о методических рекомендациях по учету ценных бумаг, забалансовых статей. Например, о том, как оценить векселя или риски по кредитам.
Другая проблема — низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров, которые подчас не знают элементов финансовой математики. Они «выпадают в осадок», когда видят формулу справедливой стоимости для их ценных бумаг, не понимают, как возвести 20 000 в степень 1,235. А подчас бухгалтеры просто не понимают смысла МСФО. И действительно, если банки ежедневно сдают 101-ю и 102-ю формы, зачем еще готовить массу документов и оценивать справедливую стоимость векселей или кредитов?
Есть проблема и с переводами МСФО. Недавно в издательстве «Аскери-АССА» вышла книга «Международные стандарты финансовой отчетности — 2005», но это перевод не оригиналов международных стандартов, а регламентов Европейского союза, сделанных на базе МСФО. В целом и качество этого издания оставляет желать лучшего. Так, ошибки есть уже в оглавлении, в сборнике отсутствует важнейший документ иерархии МСФО — Концепция подготовки и составления по международным стандартам (Framework), который был в сборниках «МСФО-1998» и «МСФО-1999», нет глоссария терминов.
— А на ваш взгляд, России вообще нужны стандарты МСФО?- У нас полно организаций, которые готовят и публикуют международную финансовую отчетность без понуканий со стороны государства — просто потому, что она им нужна. Компании выходят на западные рынки, там получают дешевые кредиты и новые технологии. Без международной отчетности это просто нереально.
Конечно, международные стандарты нужны, они качественно иные, предполагают совершенно другой уровень раскрытия информации. Но непосредственно без желания руководства компаний готовить достоверную отчетность по МСФО никто не будет. Кроме того, в России бухучет завязан на небухгалтерские нормативные акты, такие как Гражданский кодекс или Налоговый кодекс. Сама ментальность финансистов и бухгалтеров совсем другая, нет желания показывать реальные финансовые результаты. И если государство что-то требует, оно получит «бумажку». Наконец, повсеместное внедрение МСФО помимо проблем с изменением нормативных актов приведет к модифицированию отношений юридических лиц и налоговых органов.