Рубрики
Статьи

«Viberi» Госуслуги с интернет-доставкой

«Viberi» Госуслуги с интернет-доставкой
«Viberi» Госуслуги с интернет-доставкойФормирование электронного правительства в России – тема, вызывающая большой общественный резонанс. Значимые результаты уже достигнуты. О них можно спорить, ругать или хвалить их качество, критиковать подходы, содержание, техническую дееспособность, но их нельзя не заметить. Главное, ими можно реально воспользоваться.Принят и вступил в силу федеральный закон, закрепивший основы нормативного правового регулирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, растет мощь Единого портала государственных и муниципальных услуг РФ, и даже далекие от информатизации люди с интересом заходят на портал gosuslugi.ru. Заметно растет вовлеченность органов власти в работу по предоставлению сведений на портале: ежедневно пополняются его ресурсы, расширяется состав сервисов, которые предоставляются в электронном виде. Можно дать определенно положительную оценку достигнутому в части потребительской ценности, «степени полезности» для населения новой формы общения с властью.Основное достижение – возможность получать услуги, не выходя из дома. Среднестатистический гражданин пока не знает, что такое государственные услуги, а это как раз его права. Государственные (и муниципальные) услуги – это деятельность соответствующих органов по добровольному заявлению гражданина. Сейчас примерно 10% госуслуг уже можно получать в электронном виде. Среди них оформление паспортов, виз, регистрация по месту жительства. С созданием электронного межведомственного документооборота можно будет еще более сократить количество документов, подаваемых заявителем при обращении за госуслугой. Обеспечить населению ориентацию в многообразии услуг – сложная, но разрешимая задача, определенные наработки в этой части уже сформировались.Полоса препятствий. Крайне мало внимания уделяется реализации обязанностей гражданина. Речь идет о таких вещах, как уплата налогов, штрафов, коммунальных платежей, замена устаревших, просроченных или испорченных удостоверяющих документов, необходимость перерегистрации. Каждая из перечисленных обязанностей наступает не по воле гражданина, она всегда имеет срочность и санкции за неисполнение. В нынешнем варианте электронного правительства такой опции, как оповещение о необходимости произвести какие-либо действия в отношении государства, не предусмотрено. Налогоплательщику было бы удобнее, а государству – выгоднее, если бы уведомления автоматически поступали в «Личный кабинет» гражданина вместо того, чтобы самому искать ту или иную справку.В идеале по факту возникновения обязанностей туда должны поступать все счета, штрафы и уведомления об истечении срока действия документов (естественно, с дублированием по почте). Если к этому еще добавить функции по оплате счетов, эффект с названием «не выходя из дома» станет совсем ощутимым. Здесь и экономия времени, и алиби перед государством. Своевременное уведомление о наступлении событий не является беспредельно сложной задачей, ее решение допускает этапность (от ведомства к ведомству). Все проблемы носят исключительно организационный характер. Например, чтобы гражданин мог получать уведомления о начислении коммунальных платежей, необходимо вовлечь во взаимодействие довольно много организаций.Такое двустороннее взаимодействие с властью также может повысить доверие населения к органам власти, привлечь его к сервисам электронного правительства. В будущем это могли бы быть рассылки уведомлений в области социальной защиты, пенсионного обеспечения, здравоохранения – о начислениях, новых сервисах, в образовании – об изменениях программ, результатах обучения.Система без глазу. Последнее, но самое важное – пагубность ведомственного федерализма и отсутствие «центра управления» процессами создания и реализации возможностей электронного государства, наделенного соответствующими властными полномочиями. Должны быть механизм обязательного исполнения принятых планов на уровне местных органов власти и соответствующий контроль реализации. Какими бы развитыми ни были информационные технологии, сами по себе они не способны обеспечить достижение поставленных целей – для этого необходимо грамотное управление.