Рубрики
Статьи

«Viberi» Государство страхуется последним

«Viberi» Государство страхуется последним
«Viberi» Государство страхуется последнимЛюбимчики ГАИ. Последние статистические данные, приведенные президентом Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгением Кургиным, отражают состояние рынка на 1 марта. С момента введения ОСАГО страховщики собрали 36,1 млрд рублей. Количество проданных полисов достигло 18,4 млн, и все же немалая часть разъезжающего по дорогам автотранспорта остается незастрахованной. Удивительно, но государство, принудившее автовладельцев покупать полисы, не спешит играть по тем правилам, которые само же и установило. По экспертной оценке, «автогражданкой» охвачено около 40% государственного транспорта, при том что государственные структуры сейчас имеют в своих бюджетах соответствующую статью расходов и проводят тендеры среди страховых компаний. Также пока ничего не известно о том, скоро ли будет застрахован транспорт, находящийся в распоряжении воинских частей. Естественно, у государства и военных отношения с ГАИ особые, штрафы им не грозят. А вот автолюбители оказываются в невыгодном положении: если авария произойдет по вине водителя автомобиля, находящегося «на государственной службе», то вопрос о выплате компенсации придется решать не со страховщиком, а подавая в суд на властную структуру, которой принадлежит машина. За счет отчислений от продажи полисов РСА формирует резервный фонд, из которого планируется производить выплаты в случаях, если автомобиль не был застрахован или водитель скрылся с места ДТП, но пока неясно, насколько эффективно работает этот механизм.
Президент РСА Евгений Кургин утверждает, что государственные органы не саботируют ОСАГО. Они находятся в процессе оформления договоров, но у них это происходит медленнее, чем у частных автолюбителей. Местные администрации отличаются большей оперативностью в принятии решений о страховании своих автопарков, а на федеральном уровне существует заметное «торможение».
Тарифы не любят спешки. Учитывая множество проблем вокруг ОСАГО, сейчас трудно прогнозировать, как будет развиваться этот вид страхования. Не прекращается спекуляция по поводу пересмотра тарифов, причем потребители ждут удешевления, а страховщики выступают резко против этого. По словам Евгения Кургина, убыточность (то есть соотношение произведенных выплат к собранным взносам) в Москве уже достигла 70%, опасно приблизившись к порогу, за которым страхование становится экономически невыгодным для компаний (порог — 77%). К пересмотру тарифов РСА будет готов не ранее чем к октябрю или ноябрю этого года. Проблема все та же, что и прежде, — нехватка статистики. Настаивая на экономически обоснованном изменении тарифов, Евгений Кургин отметил: «Другие изменения будут носить политический характер и не будут иметь под собой оснований».
Похоже, что эта позиция находит поддержку и у представителей власти. Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев также предложил пока ничего не делать с тарифами. «Самое правильное решение — подождать до октября», — заявил он. Кстати, у Ильи Ломакина-Румянцева есть свой взгляд на систему тарификации по ОСАГО. Вместо системы «бонус-малус», которая устанавливает надбавки за простой факт попадания в ДТП, он предлагает ввести систему штрафных баллов. Стоимость полиса возрастет для тех водителей, которые будут уличены в нарушении правил дорожного движения даже если это не привело к созданию аварийной ситуации. Подобная система действует в ряде стран и, по мнению руководителя ФССН, позволит изменить отношение водителей к поведению за рулем. Например, автолюбитель, севший за руль в пьяном виде, не отделается штрафом, но должен будет, начиная с этого момента, платить за полис «автогражданки» в три-четыре раза больше. «Мои внутренние оценки говорят о том, что есть категории водителей, для которых тарифы могут быть снижены, но, кроме того, существует огромное число автовладельцев, для которых должны быть существенно повышены не сами тарифы, а штрафные баллы за различные нарушения», — отметил Илья Ломакин-Румянцев.
Указывая на несовершенство законодательной базы ОСАГО, Евгений Кургин отметил, что примерно треть положений правил обязательного страхования нужно будет переписать. В частности, изменится алгоритм определения размера страховых выплат при обоюдной вине водителей. Также будут уточняться роль инспекторов ГИБДД в оформлении ДТП и алгоритм расчета части страховой премии, возвращаемой при досрочном прекращении договора ОСАГО. Что касается поправок к закону, то их накопились горы. В Госдуме и правительстве их не спешат рассматривать. По замечанию Евгения Кургина, «если этот массив сдвинуть, то начнется страшное».