Рубрики
Статьи

«Viberi» «Голубая фишка» авиации

«Viberi» «Голубая фишка» авиации
«Viberi» «Голубая фишка» авиацииВы помните слоган еще советских времен «Летайте самолетами «Аэрофлота»»? Скорее всего, да. Не забывают о нем и многие российские граждане. В 2006 году группа «Аэрофлот» перевезла на 8% больше пассажиров, чем годом ранее – 8,8 млн человек. При этом 83% пассажиропотока пришлось на сам «Аэрофлот», а 17% – перевезли дочерние компании – «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд». В тоже время перевозки грузов и почты не выросли, оставшись на уровне 150 тыс. тонн в год. Стагнация показателей в этом сегменте бизнеса холдинга связана с постепенным переводом грузовых перевозок в дочернюю авиакомпанию «Аэрофлот-Карго», которая начала действовать с ноября 2006 года.
Утром – самолеты, вечером – прибыль. В 2006 году крупнейшая российская авиакомпания увеличила выручку на 18% по сравнению с предыдущим годом до $2,98 млрд, и более чем на треть чистую прибыль – до $258 млн.
По собственным прогнозам авиакомпании рост числа пассажиров в этом году не превысит 15% и составит около 10,5 млн человек. Причем основной рост пассажиропотока произойдет за счет расширения присутствия «Аэрофлота» на региональном рынке. «Мы активно начали разрабатывать региональные перевозки, прежде всего полеты на северном и восточном направлении, осваиваем новые маршруты не только сами, но и совместно с «дочками» – «Нордом» и «Доном»», – рассказывает заместитель генерального директора авиаперевозчика Лев Кошляков. По его словам, «Аэрофлот» и дальше готов развивать региональные перевозки, но ограничивающим фактором является нехватка свободных авиалайнеров. «Большинству перевозчиков в России, в том числе и нам, не хватает самолетов, – отмечает Лев Кошляков. – По этой причине мы отказались от чартерных перевозок, сосредоточившись на выполнении регулярных рейсов».
Компания планирует увеличить собственный авиапарк за несколько этапов. В 2008 году «Аэрофлот» начнет получать первые самолеты Airbus A330, которые собирается использовать на дальнемагистральных маршрутах. К этому же сроку из эксплуатации будут выведены 11 авиалайнеров Ту-134 (они перейдут к дочерним компаниям – «Выбери!by»). На их место придут самолеты Ту-154, которые в свою очередь постепенно заменят новые ближнемагистральные Sukhoi Superjet 100. У «Аэрофлота» заключен контракт на поставку 30 самолетов этой марки.
Почти через неделю, 4 сентября, состоится внеочередное собрание акционеров авиакомпании, которое, скорее всего, одобрит сделки по дальнемагистральным лайнерам – покупку 22 самолетов Boeing 787 и такого же количества Airbus A350. По сведениям «Интерфакса», «Аэрофлот» в данных контрактах получил значительные скидки – не менее 17% от каталожной цены. Первый Boeing 787 авиакомпания получит в 2014 году. В «Аэрофлоте» планируют использовать их на юго-восточном направлении.
«Сейчас в этом регионе бурнорастущий рынок авиаперевозок, и мы пока слабо представлены на нем, – подчеркивает Лев Кошляков. – Но у рынка, безусловно, большой потенциал, и мы в нем заинтересованы».
Кроме того, «Аэрофлот» должен получить 6 грузовых Ил 96-400. Поставки самолетов планируется осуществить в течение трех лет (2008 год – два самолета, 2009 год – один самолет, 2010 год – три самолета). Однако между «Аэрофлотом» и контрагентом – лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» разгорелся конфликт, но представители авиаперевозчика уверены, что сумеют поставить точку в данном споре.
Увеличению пассажиропотока крупнейшей российской авиакомпании должен способствовать новый терминал в аэропорту «Шереметьево», который будет обслуживать рейсы «Аэрофлота» и его партнеров по альянсу Sky Team (Delta, Air France, KLM и другие). Терминал сможет обслуживать до 9 млн человек в год. Доля «Аэрофлота» в проекте по строительству «Шереметьево-3» составляет 55%.
По прогнозу аналитиков Deutsche UFG чистая прибыль авиакомпании к 2009 году увеличится на 25% до $322 млн. А к 2011 году чистый доход «Аэрофлота», по оценке Банка Москвы, составит $437 млн (+69% к показателю за 2006 год).
Поглощая слабых. Впрочем, «Аэрофлот» рассчитывает расти не только органически, но и путем поглощения конкурентов. Несмотря на то что российский авиаперевозчик отказался от участия в конкурсе на Alitalia, итальянская компания по-прежнему интересна «Аэрофлоту». «Многие в Италии заинтересованы в «Аэрофлоте», хотя пока никаких подвижек не наблюдается, но мы по-прежнему следим за ситуацией», – говорит Лев Кошляков.
В качестве еще одной цели на поглощение рассматривается сербский авиаперевозчик JAT Airways. Правительство Сербии должно подготовить план продажи этой авиакомпании уже к сентябрю. Основным конкурентом «Аэрофлота» выступает компания Air India.
«Поскольку «Аэрофлот» намерен приобрести 75% акций сербского перевозчика, холдинг будет вынужден консолидировать его результаты в своей отчетности. А JAT Airways – убыточная компания, поэтому покупка может отрицательно сказаться на рентабельности «Аэрофлота», – поясняет аналитик финансовой компании «Открытие» Кирилл Таченников. – Но учитывая сравнительно небольшой размер бизнеса сербов и удачное расположение их базового аэропорта, можно предположить, что при незначительных финансовых вложениях в обновление авиапарка (около $150 млн) «Аэрофлот» сможет вывести JAT из убытков в короткие сроки».
Еще один проект авиаперевозчика – консолидация дальневосточных активов. «Аэрофлот» планирует создать дочернюю компанию по пассажирским перевозкам с центром в Хабаровске. «Ждем, когда государство даст добро на консолидацию активов, – рассказывает Лев Кошляков. – Но, не дожидаясь решения, мы начали работу над расширением филиала в Магадане и запустили туда три рейса из российских городов».
В планах «Аэрофлота» открытие крупного филиала в Сочи. Также разрабатывается программа по взаимодействию с владельцами международного аэропорта Сочи, 100% акций которого принадлежат компании «Стратегия-Юг», представляющей интересы холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
Риск ВТО. С 21 августа акции «Аэрофлота» включены в котировальный список «А1» ММВБ. По мнению аналитиков, это повысит интерес к акциям авиакомпании со стороны крупных иностранных инвесторов. Однако эксперты отмечают, что в операционной деятельности «Аэрофлота» есть и негативные факторы. Прежде всего, тот самый дефицит самолетов. Перевозчики, столкнувшиеся с ростом спроса на их услуги, решают эту проблему за счет расширения собственного авиапарка, но, естественно, оперативно это сделать не могут – от заключения контракта до поставки самолетов проходит несколько лет.
Ключевой же риск авиакомпании – потеря «пролетных денег». С советских времен «Аэрофлот» получает многомиллионные суммы от иностранных авиакомпаний, которые используют воздушное пространство России для полетов Европа – Азия – Европа. Но в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) авиакомпания может лишиться данных средств. «”Аэрофлот“ может потерять значительную часть денежных средств, – отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Эдуард Фаритов. – К примеру, в 2006 году компания получила около $400 млн «пролетных денег», в то время как вся ее прибыль составила $258 млн». Правда, несмотря на требования Евросоюза об отказе от взимания платы с иностранных авиакомпаний за транссибирские перелеты, Россия пока отстаивает за собой это право. Координационное заседание по вступлению России в ВТО намечено на сентябрь, но эксперты полагают, что этот вопрос вряд ли решится раньше 2008 года.
Кроме того, при вложении в акции «Аэрофлота» не стоит забывать и о такой «мелочи» как низкая ликвидность: по оценке, аналитика Deutsche UFG Елены Сахновой, в свободном обращении находится лишь около 5% акций авиакомпании.