«Viberi» Голливуд по-российски
«Viberi» Голливуд по-российскиГолливуд по-российски13.11.2009 19:30Новая система финансирования отечественного кинематографа грозит увеличением масштабов воровства в процессе производства картин. Когда весной прошлого года Владимир Путин приехал на съемки одного из главных российских «кинодолгостроев» — фильма «Утомленные солнцем-2», Никита Михалков был в восторге. Премьер-министр не только осмотрел съемочную площадку, но и сумел ознакомиться с уже отснятыми фрагментами эпической картины, денег на завершение которой режиссеру катастрофически не хватало («Утомленные солнцем-2» и «Утомленные солнцем-3» суммарно должны были обойтись в небывалые для российского кино $70 млн). Средства удалось найти лишь после того, как Владимир Путин сам посидел в кресле режиссера, которое ему услужливо уступил Никита Михалков.Но со следующего года «выбивать» деньги на свои проекты продюсерам и режиссерам будет проще – в 2010 году крупнейшие студии страны, которые «уже доказали свою профессиональную состоятельность», должны получить около 4,2 млрд рублей на производство кино (еще 700 млн пойдут на проведение кинофестивалей в России и за рубежом). Список студий будет определен правительством, но уже сейчас понятно, что на избранных в буквальном смысле прольется денежный дождь. Обычно на кинематограф в России выделялось значительно меньше денег: например, в 2007 году Министерство культуры предоставило 2,6 млрд рублей, а в 2008-м – 2,7 млрд.О разработке новой схемы госфинансирования стало известно после первого заседания совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве России, состоявшегося 3 ноября во ВГИКе. Сам совет был создан еще в конце 2008-го, но все это время не функционировал, хотя «киношники» очень гордились тем, что в его составе значился Владимир Путин. Заинтересованные лица к заседанию тщательно готовились. «Он [Никита Михалков] мне позавчера всю плешь проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать качественный рывок, — рассказал присутствующим Владимир Путин. – Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ, еще меньше. Не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги». Тем не менее, выделить средства премьер пообещал. Курировать разработку окончательного варианта схемы господдержки будет вице-премьер Александр Жуков (брошенный на кино, видимо, в качестве компенсации за потерянный пост в Федерации шахмат России). Она будет озвучена в ближайшее время.Ясно одно – новая система будет существенно отличаться от той, что функционировала все последние годы, когда отбор кандидатов на госфинансирование проводило Министерство культуры путем изучения сценарных заявок (в 2008 году господдержку таким образом получила 101 картина).Принципиальное нововведение состоит в том, что компании должны будут вернуть государству часть прибыли от профинансированных им проектов. Правда, как и в каких долях – пока неизвестно. Как выяснил «Выбери!by», в правительстве всерьез обсуждается и вариант, при котором государство будет выступать в качестве инвестора, выделяя около 200 млн рублей на фильм, и становясь при этом обладателем 100% прав. Таким образом, продакшн-компании будут использоваться только по своему прямому назначению и не станут претендовать на доходы от проката.По словам нескольких собеседников «Выбери!by», такой вариант приведет лишь к увеличению масштабов воровства в процессе съемок. К тому же, по неподтвержденной информации, прокатчиком этих фильмов тоже может стать государство в лице компании «Роскинопрокат», созданной в 2001 году указом президента, работавшей в свое время с такими фильмами, как «Свои» и «Прогулка».Операторы рынка, правда, вспоминают, что в конце 2005 года Счетная палата России оценила деятельность госпрокатчика как неэффективную. В качестве примера приводился тот факт, что расходы на прокат фильма Валерия Рубинчика «Кино про кино» в 61 раз (!) превысили сборы.Подробности и список самых кассовых российских фильмов кинопрокатного 2009 годачитайте в свежем номере журнала «Viberi» в понедельник, 16 ноябряТеги: КиноВсе новости
Рубрики