Рубрики
Статьи

«Viberi» Глобальная катастрофа в жанре комикса

«Viberi» Глобальная катастрофа в жанре комикса
«Viberi» Глобальная катастрофа в жанре комиксаКИНОПРЕМЬЕРА. Новый фильм-катастрофа «Послезавтра» от создателя «Дня независимости» Роланда Эммериха на днях вышел на московские экраны.
Что будет, если послезавтра наступит слишком быстро? Ясное дело, ничего хорошего! Сначала начнутся погодные катаклизмы. Градины величиной с внушительные булыжники обрушатся на Токио; Лос-Анджелес окажется во власти безумствующего торнадо: дома, автомобили и репортеры, ведущие прямой эфир, будут сметены с лица земли. Ради красоты и грандиозности высокобюджетного зрелища Роланд Эммерих не пощадит даже святая святых — надпись Hollywood на знаменитых холмах: буква за буквой она обратится в горстку пыли. Тем временем в Антарктике начнут трескаться и таять льды…
Долго недоумевать по поводу происходящего не придется — ученый Джек Холл (Дэннис Куэйд) уже давно все предугадал. Он растолкует нам, а заодно и «непонятливому парню» вице-президенту Америки, упорно не желающему прислушиваться к гласу науки, что вся эта погодная неразбериха — следствие глобального потепления и дальше будет только хуже. Будет Великий потоп, который зальет все северное полушарие, а тех, кто сумеет уцелеть, ждет новый ледниковый период. Зрителей же фильма ожидает изначально допускаемая режиссером ненаучная фантастика: многолетний процесс эволюции уложится у него в пару дней.
Катастрофа — вещь, конечно, масштабная. Статуя Свободы погружается в воду, улицы Нью-Йорка захлестывает девятибалльный шторм, между небоскребами спокойно проплывает российский атомоход. Потом все леденеет и покрывается толщами снега — картинка, что и говорить, зрелищная. Впрочем, потрясает воображение даже не дорогостоящие спецэффекты: в конце концов, избалованного Голливудом зрителя удивить не так-то и просто. В состояние культурного шока порой вводят глубокомысленные диалоги персонажей. Вроде этого, который ведут с трудом продирающиеся по обледеневшему Манхэттену Джек Холл, прошедший пешком пол-Америки в поисках укрывшегося в здании Национальной библиотеки сына, и его верный напарник: «Что, по-вашему, будет с нами?» — «С кем?» — «Ну, с цивилизацией». — «Пережили прошлый ледниковый период, переживем и этот. Главное — учиться на собственных ошибках». Герой будет утешать себя тем, что для человечества он сделал все, что смог (ну не вышло у него остановить природный катаклизм! Вот у Шварценеггера бы точно получилось), — при этом факт того, что половина населения планеты у Роланда Эммериха оказывается фактически сметена с лица земли, в фильме не отражается никак. Зато — забавная деталь — перепуганная Америка, вынужденная эвакуировать жителей северных штатов в соседнюю Мексику, готова простить «государству, которое еще недавно считалось страной третьего мира», всю сумму внешнего долга…
В конце картины, как и положено, наступает хеппи-энд. Буря стихает, и три гордых вертолета реют над заснеженным Нью-Йорком. В них крепкие отважные парни, которые прилетели, чтобы честно делать свою работу. Один из них, впрочем, не чужд и сентиментальности. Он выглядывает в окно и мечтательно протягивает: «А воздух-то какой чистый!», словно желая этим сказать, что небольшой и тщательно срежиссированный ледниковый период, в сущности, — вещь довольно полезная.
В результате фильм, задуманный выбить из зрителя град слез, воспринимается с чувством здоровой иронии. Визуальная мощь ленты зачастую нивелируется нелепыми диалогами, не соответствующими масштабу заявленной режиссером катастрофы. Сам фильм обилием пафоса порой напоминает пародию или комикс, и начинает казаться, что глобальная катастрофа — она, как булгаковская разруха, не в домах, а в головах… l