«Viberi» Газовый мираж
«Viberi» Газовый миражНе в пример предыдущим пяти встречам на этот раз весь мир пристально следил за 14 странами-участницами. Ажиотаж вокруг форума создали заявления президента России Владимира Путина, который в феврале прямо заявил о возможности создания газового альянса. Потенциальные участники «второго ОПЕК» контролируют 42% производства «голубого топлива». На газ приходится почти 20% мирового потребления энергоресурсов (на нефть – около 50%).
Газового картеля не получилось. По инициативе России была создана «группа высокого уровня», которая, как было заявлено, займется в том числе вопросами ценообразования. «Россия готова выступить в роли зачинателя и организовать исследования по этой проблематике», – сообщил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Российская делегация была самой многочисленной – 30 человек, включая главу «Газпрома» Алексея Миллера.
Высокопоставленные делегаты интерес к теме ценообразования выражали, но в очень обтекаемых фразах. Даже представитель Ирана, который, собственно, впервые и высказал идею альянса, осторожничал. «На встрече не было дискуссии о картеле, – заявил министр нефти Ирана Казем Вазири Хамане. – Мы собрались с целью обменяться мнениями о технических проблемах и о рынках сбыта». А министр энергетики Катара Абдалла бен Хамад аль-Аттыйя заявил, что ему «очень не нравится слово картель».
Сдержанность министров понять можно. В самой идее создания «газового ОПЕК» политическая составляющая явно преобладает над экономической. «Существует ряд вполне объективных факторов, препятствующих образованию картеля, – поясняет эксперт ИК «Финам» Ольга Беленькая. – Во-первых, большинство контрактов на газовом рынке – долгосрочные. Во-вторых, характер ценообразования на нем – не биржевой. И в-третьих, на рынке газа существует региональная привязка».
Мировой газовый бизнес представляет собой совокупность региональных рынков, поскольку большая часть этого сырья транспортируется по трубам. По данным BP Statistical Review, в 2005 году только 6,9% поставок пришлось на сжиженный природный газ (СПГ), который можно перевозить танкерами. Россия, так громко заявляющая сейчас о возможности газового альянса, уже много лет делает ставку именно на газопроводы. Развитие же технологий СПГ совершенно запущено, хотя этот рынок очень перспективен. По данным Международного энергетического агентства, к 2010 году он вырастет почти в два раза.
В этой ситуации Москве выгодно не столько создавать «газовый ОПЕК», сколько поддерживать миф о возможности его образования. «Россия будет использовать группу скорее как элемент торга, чем как инструмент реального воздействия», – считает заместитель гендиректора АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян. Он считает, что разговоры вокруг «второго ОПЕК» стали своеобразным ответом России на нежелание ЕС идти на сотрудничество в газовой сфере. «Во-первых, Россия недовольна тем, что ЕС хочет иметь доступ к российским газовым ресурсам, но при этом не хочет давать доступ «Газпрому» к своим трубопроводам, – объясняет Агван Микаелян. – И демонстративно проводит политику дифференциации поставщиков ресурсов в обход России».
Маловыразительная риторика делегатов также объяснима. Мало кто из них хочет ссориться с США и ЕС. Не случайно главные инициаторы картеля – Иран и Венесуэла. Терять этим странам нечего – отношения с США и без того далеко не партнерские. Зато остальные экспортеры, такие как Катар и Алжир, занимают осторожную позицию или, как Египет, прямо говорят, что к альянсу не готовы.
Рубрики