«Viberi» ФССН прогнала с рынка мелкий капитал
«Viberi» ФССН прогнала с рынка мелкий капиталВ минувший понедельник глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев подписал приказ об отзыве лицензий у 151 компании. К установленному сроку — 1 июля — они не смогли удовлетворить новые требования закона «Об организации страхового дела в РФ», предписывающие увеличить свои уставные капиталы как минимум до 10 млн рублей для имущественного и личного страхования, за исключением «жизни», до 20 млн — для страхования жизни и до 40 млн рублей — для перестрахования.
Выполнили эти требования не все. Большинство компаний, оказавшихся в списке «погибших», никогда не входили в лидеры рынка, но интересные «имена» все же встречаются. Так, например, потеряли лицензии «Ингосстрах-Алтай» и «Карелингосстрах». Для головной компании, впрочем, событие это было ожидаемым — «дочки» «Ингосстраха» сейчас находятся в процессе преобразования в его филиалы. Соответственно и увеличивать их уставный капитал резона не было. Многие из тех, кого ФССН «отлучила» от страхового бизнеса, свернули его гораздо раньше: в их офисах уже прописались другие структуры, о деятельности предшественников ничего не знающие. Однако кроме «мертвецов» в список попали и вполне живые компании. В их числе Стабильная страховая компания (ССК). Ее оплаченный уставный капитал составляет 30 млн рублей (положено 40 млн рублей), объявленный — 50 млн. В марте компания получила лицензию на перестрахование, однако оформить дополнительную эмиссию акций не успела. В конце июня ССК обратилась к надзорному органу с просьбой приостановить эту лицензию, а клиентам пообещала вернуться к перестрахованию после урегулирования всех вопросов с уставным капиталом. У екатеринбургского «Садра» схожие проблемы. На 1 июля уставный капитал компании составлял 11,26 млн рублей. 9 июля она направила в ФССН письмо, в котором отказывалась от «жизни», сохраняя за собой право на иные виды личного страхования и страхование имущества. 19 июля из ФССН вернулось подтверждение. Но не прошло и месяца, как менеджмент «Садра» услышал по радио об отзыве лицензии. Компания немедленно обратилась в Росстрахнадзор, заново изложив ситуацию и попросив вычеркнуть ее из «черного» списка. В ожидании ответа юристы «Садра» готовятся к возможному арбитражному процессу. Формальная зацепка нашлась: в соответствии с приказом Минфина России от 17.07.01 № 52н основанием для принятия решения об отзыве лицензии на страховую деятельность является невыполнение предписания органа страхового надзора. Однако, как утверждает вице-президент «Садра» Вера Сабурова, никакого предписания компания не получала. У ФССН своя правда: с 1 июля закон наделяет ее правом отзывать лицензии у компаний с недостаточным капиталом без предупреждения.
Но надо отдать должное ФССН — она постаралась смягчить удар. В середине июня служба разослала своим подопечным письма, в которых напоминала о новых требованиях к уставному капиталу. Судя по всему, компаниям, пообещавшим удовлетворить эти требования в разумные сроки, до поры до времени сохранили лицензии. Косвенно это подтверждается тем, что по состоянию на 1 июня 2004 года «дефицит» уставного капитала испытывали 437 страховых организаций (около трети от общего числа). Почти у 400 страховщиков его размер был менее 10 млн рублей. Между тем лицензии отобрали только у 151 компании. Вряд ли остальные успели привести свои дела в порядок за считанные недели. Следовательно, в ближайшие месяцы можно ожидать новой волны отзывов, причем многие из ее потенциальных жертв вовсе не собираются уходить из бизнеса и продолжают собирать страховые премии.
Но скорее всего и эта волна не станет последней. С 1 июля 2006 года минимальный размер уставного капитала страховщиков удваивается, а с 1 июля 2007 года он уже должен быть не менее 30 млн рублей, для страхования жизни — не менее 60 млн, для перестрахования — 120 млн рублей.
Что делать без лицензииКомпании, попавшие в «черный» список ФССН, закон ставит перед выбором: либо прекратить страховую деятельность, либо ликвидироваться. В первом случае организация вправе, изменив свой устав, заниматься чем-то другим, хотя может и попытаться получить лицензию на страхование заново (такие прецеденты были). Правда, сначала придется полностью рассчитаться с кредиторами. Кризис в компании в этом случае обещает быть жестоким, и далеко не всегда есть смысл в увеличении страхового капитала для возвращения на уже потерянный рынок. Но ликвидация тоже не выход. Виновные в ней не смогут учредить новую страховую компанию в течение последующих двух лет. Что касается страхователей, то и им в такой ситуации закон предоставляет две возможности: расторгнуть договор или передать его на обслуживание в другую компанию.
Рубрики