Рубрики
Статьи

«Viberi» Финансы и древности

«Viberi» Финансы и древности
«Viberi» Финансы и древностиВыгоднее всего вкладывать в живопись, отмечают эксперты крупнейших галерей и аукционных домов. Самую большую прибыль российские коллекционеры получают от картин «академических» художников. Они растут в цене не так быстро, как шедевры французских импрессионистов за рубежом, доходность которых составляет 50-100% в год. Однако, по словам арт-директора антикварного центра «Бельведер» Елены Майорских, у российских «академиков» большой потенциал: «Цены в этом году еще повысятся: стабильно высоким остается интерес западных коллекционеров к произведениям Шишкина, Айвазовского, Саврасова, Коровина и других известных авторов».
В среднем стоимость картин «академиков» растет на 25% в год в валюте. Сегодня для покупки такого произведения необходимо несколько десятков тысяч долларов. Например, в конце мая этого года полотно Коровина «Ночной Париж» на аукционе «Гелос» ушло более чем за $73 тыс. Не меньший доход, по словам Елены Майорских, приносят своим владельцам и произведения художников объединения «Бубновый валет». Ядро этой группы составляли Петр Кончаловский, Александр Куприн, Роберт Фальк и другие известные мастера. Их полотна несколько дешевле работ «академиков». Так, картина Фалька «Русские просторы» была продана в мае этого года примерно за $43 тыс. Также эксперты рекомендуют вкладывать деньги в авторов объединений «Мир искусства» и «Голубая Роза».
В последнее время все выгоднее становятся раритетные предметы декоративно-прикладного искусства. Эксперты констатируют растущий спрос на изделия Фаберже. Во многом причиной этого бума стала покупка яиц производства великого мастера предпринимателем Виктором Вексельбергом.
Золотые яйца. «Это был психологический прорыв для всего рынка, — говорит президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра. — Мы постоянно слышим «ахи» по поводу покупок зарубежными коллекционерами на мировых аукционах шедевров российских и иностранных мастеров. Однако подобные приобретения очень редко делали отечественные коммерсанты. Виктор Вексельберг не только выгодно вложил собственные средства, но и стимулировал интерес к искусству со стороны российских инвесторов».
По словам антикваров, предметы производства Хлебникова, Овчинникова встречаются гораздо чаще, чем изделия Фаберже. К тому же его эксклюзивные творения — из тех, что поставлялись к императорскому дворцу и создавались для российских аристократов, вряд ли придутся по карману простому офисному клерку. Тем не менее кроме уникальных дорогостоящих предметов у Фаберже было и «поточное» производство. На своей фабрике в Петербурге он создавал не только пасхальные яички из недорогих материалов, но и другие произведения. Сейчас они доступны для коллекционеров.
Ложечку производства фирмы Фаберже может при желании позволить себе и человек с не самым высоким достатком. Например, серебряное ситечко для чая с клеймом этого мастера ушло с известного аукциона за 8 тыс. рублей. Предметы для масс не так дорого стоят и растут в цене медленнее, чем эксклюзивные работы Фаберже. Однако прибыль в 15% годовых в валюте вполне реальна, уверяют эксперты.
Монеты или купюры? Не менее выгодными для вложения денег остаются предметы нумизматики. По словам Олега Стецюры, они стабильно растут в цене и приносят не менее 30% годовых в валюте. Наибольшую ценность представляют золотые рубли эпохи Петра I. К примеру, хорошо сохранившаяся монета 1720 года достоинством в 2 рубля стоит $3-3,5 тыс., а самые уникальные экземпляры — $10-15 тыс. Быстро растут в цене также золотые рубли периода Екатерины Великой. Крайне редко встречаются и золотые монеты времен правления Анны Иоанновны.
А вот ценные бумаги антиквары приобретать с целью инвестиций не рекомендуют: продать их довольно сложно. Впрочем, из каждого правила есть исключение. Так, дореволюционные облигации России и Китая, по которым был объявлен дефолт, ценятся на западном рынке. В РФ же старинные акции и облигации стоят недорого. Нередко их можно приобрести за бесценок, так как реальная цена не отражена в каталогах в отличие от марок и монет. Облигации до 1917 года стоят $30-70 за штуку. Кстати, старинные бумаги могут преподнести своим владельцам совершенно неожиданные сюрпризы. Так, ОСАО «Россия» недавно решила найти наследников владельцев полисов накопительного страхования жизни одноименного дореволюционного страхового общества, чтобы выплатить им страховую сумму.
Деньги на колесах. Достаточно необычный инвестиционный инструмент — старинные автомобили. Стоит вкладывать в европейские модели, произведенные в Англии и Германии. Редкие и раритетные машины, выпущенные до Второй мировой войны, считаются наиболее надежными с точки зрения инвестиций. Однако стоят они действительно очень дорого. По словам специалистов, занимающихся продажей антикварных автомобилей в России, цена на такие экземпляры может достигать нескольких миллионов долларов. Послевоенные модели менее надежны для инвесторов, однако, по данным бюро «Хромов Коллекшн», Mercedes-Benz и Jaguar гарантируют своим владельцам ежегодное увеличение стоимости на 15%.
Пока классические автомобили не так популярны, как картины или монеты. В России не сформировался даже первичный рынок, хотя в Европе частные лица давно создают собственные коллекции, а затем перепродают машины. Специалисты оценивают европейский рынок классических автомобилей в 8 млрд евро в год.
На стоимость классических автомобилей влияют многие факторы. Основными из них остаются «историческая ценность», то есть имя владельца и мода. Так, по данным бюро «Хромов Коллекшн», на определенные модели цена иногда неожиданно подскакивает на 40% за год. Выгодное приобретение — автомобили известных личностей. «Честно говоря, мы не торопимся продавать лимузин Джона Леннона, который находится в нашем европейском отделении, — говорит директор по маркетингу «Хромов Коллекшн» Дмитрий Завражнов. — Он быстро растет в цене, и пока нам самим приносит неплохой доход».