Рубрики
Статьи

«Viberi» Эскорт-нефть

«Viberi» Эскорт-нефть
«Viberi» Эскорт-нефтьЕще в 2005 году этой отрасли предсказывали скорую гибель. Однако наметившаяся стагнация добычи заставила нефтегазовые компании обратить свое внимание на сектор нефтесервисных услуг. Отрасль представляет собой комбинацию двух сегментов: классического нефтесервиса (геофизика, бурение, скважинный сервис) и строительства трубопроводной инфраструктуры и обустройства месторождений (EPC-сегмент).
В 2007 году российский рынок классического нефтесервиса вырос на 25% и составил $12,5 млрд, а к 2011 году, согласно прогнозам экспертов, он может достигнуть $22 млрд. По данным «Велес Капитала», при сопоставимых в целом объемах и условиях добычи нефти в России и Соединенных Штатах, уровень затрат на сервисные услуги в расчете на добытый баррель нефтяного эквивалента в России в 4,7 раза ниже, чем в США. А следовательно, прогнозы роста рынка на 25–30% в год вполне реалистичны.
Сегмент строительства трубопроводной инфраструктуры и обустройства месторождений развивается не менее интенсивно. «По итогам 2007 года мы оцениваем его в $25 млрд. Наш прогноз – среднегодовой рост рынка на уровне 17% и увеличение объема до $40 млрд к 2010 году», – рассказывает генеральный директор компании «Римера» (нефтесервисное подразделение группы ЧТПЗ) Владимир Христенко.
Кто делит «пирог»? В России сервисные услуги нефтегазовым компаниям традиционно оказывали аффилированные с ними структуры. Так, в 2003 году на сервисные подразделения нефтяников приходилось более 80% рынка. Но уже в 2007 году доля независимых сервисных компаний (в том числе международных) выросла до 50%, а в 2008 году, согласно прогнозу директора по финансово-управленческому консультированию CiG Business Consulting Евгения Демидова, их доля вырастет до 58–60%. Соответственно, все участники рынка делятся на три категории: оставшиеся сервисные структуры крупных нефтегазовых холдингов (с долей в 50%), иностранцы (15%) и российские независимые игроки (35%).
Причин вывода сервисных работ на аутсорсинг несколько. Во-первых, согласно данным директора департамента оценки компании «СВ-Аудит» Максима Тищенко, затраты на нефтесервис у компаний, пользующихся услугами внешних подрядчиков, ниже – около $15 на тонну добытой нефти, тогда как нефтяники, использующие собственные сервисные подразделения, тратят от $18 до $30. Во-вторых, борьба за клиента способствует улучшению качества. И, наконец, вывод сервиса на аутсорсинг делает нефтяную компанию прозрачнее и понятнее для инвесторов.
Так, одним из первых со своей сервисной «дочкой» расстался «Лукойл». Кстати, компания «Лукойл-бурение» впоследствии стала основой бизнеса независимого игрока Eurasia Drilling Company. Нефтяники, сохранившие в своей структуре сервисные подразделения, формируют на их базе отдельные холдинги. Например, осенью 2007 года «Газпромнефть» создала «Газпром­нефть-нефтесервис», которое объединит все 17 предприятий, обслуживающих материнскую компанию. К 2014 году «Газпром­нефть-нефтесервис» планирует выйти в лидеры рынка по объему бурения. Не менее амбициозные планы есть и у «Роснефти». В холдинге идет процесс консолидации сервисных активов на базе трех компаний: «РН-сервис», «РН-бурение» и «РН-энерго». ТНК-ВР также собирается упаковать сервисное бизнес-направление, насчитывающее 43 предприятия, в единую структуру.
Во вторую группу входят крупные международные корпорации, такие как Halliburton и Schlumberger. Они не только контролируют некоторые российские предприятия (австрийской CAT Oil принадлежит «Катобьнефть», американской Schlumberger – «Петроальянс»), но и самостоятельно ведут деятельность в России, занимаясь в основном высокотехнологичными видами работ.
И, наконец, в третью динамично развивающуюся группу входят крупные российские игроки – «Интегра», Сибирская сервисная компания (ССК) и Eurasia Drilling Company (EDC). Если ССК и EDC созданы на базе сервисных структур нефтегазовых холдингов, то «Интегра» консолидировала наиболее интересные независимые активы, а затем, в феврале 2007 года, провела успешное IPO. Учитывая, что нефтяники теперь не готовы расставаться за бесценок со своими сервисными активами и самостоятельно формируют на их базе крупные холдинги, то новые игроки пытаются идти по пути «Интегры». В числе активных инвесторов «второй волны» следует выделить фонд «Центринвест кэпитал партнерс» (ЦКП), группу «Римера» и холдинг «Геотек».
Двойная инвестиция. ЦКП сделал ставку на нефтесервисный рынок еще два года назад – тогда была создана группа «Северная экспедиция», занимающаяся разведочным и эксплуатационным бурением. По словам управляющего партнера ЦКП Игоря Цуканова, выручка компании в 2008 году ожидается на уровне $300 млн, а в 2009 – $500 млн. Динамичное развитие компании обусловлено не покупкой новых активов, а приобретением современного оборудования. Парк «Северной экспедиции» в данный момент насчитывает 32 тяжелых буровых станка, полученных по лизинговой программе, а в конце текущего года планируется докупить еще 25 машин.
«К нам поступает много предложений о продаже от небольших сервисных компаний, большинство из которых работает на устаревшем оборудовании. При оценке необходимого размера инвестиций в модернизацию этих предприятий становится понятно, что гораздо выгоднее развивать свою компанию органичным путем, в частности, за счет расширения парка оборудования. К примеру, один бурильный станок при стоимости около $27 млн при полной загрузке дает выручку в год в районе $25 млн», – рассказывает Игорь Цуканов.
В конце 2007 года ЦКП создал еще одного игрока в секторе – сервисную компанию «Фоско». Предприятие ориентировано на выполнение высокотехнологичных операций по капитальному ремонту скважин и бурению вторых стволов. Планируется, что ее выручка в 2008 году составит не менее $22 млн. К 2010 году «Фоско» рассчитывает довести объем продаж до $250–300 млн, а EBITDA – до $90 млн.
Заход трубников. Еще один новый игрок – группа ЧТПЗ объединяет свои нефтесервисные активы на базе компании «Римера». Цель ее создания – решение задач «под ключ». «Стратегия развития предполагает формирование предложения для наших клиентов по трем направлениям: разведка и бурение, скважинный сервис, обустройство месторождений и строительство трубопроводов. Мы хотим сделать принципиально новый для российского рынка подход к обслуживанию заказчика, суть которого заключается в том, что клиенту предлагаются сервисные решения, разработанные с учетом индивидуальных потребностей», – рассказывает генеральный директор «Римеры» Владимир Христенко.
Для решения этих задач группа ЧТПЗ в прошлом году установила контроль над компанией «Алнас» – крупнейшим в России производителем электропогружных насосов и электродвигателей для нефтяной промышленности (на долю этого предприятия приходится около 40% рынка), а в этом приобрела «Юганскнефтегазгеофизику» и «Томскнефтегазгеофизику», занимающиеся геологоразведкой нефтяных месторождений и исследованием скважин (34% рынка геофизических услуг в Ханты-Мансийском АО и 60% – в Томской области). Помимо этих активов в «Римеру» войдут производитель комплектую­щих для строительства трубопроводов – СОТ, чешская MSA, «Таймырнефтеразведка» а также сервисные центры в десяти российских городах.
В будущем группа ЧТПЗ не исключает возможности размещения акций своего сервисного подразделения на бирже. Но если IPO и состоится, то точно не в ближайшие несколько лет. «Главное для нас – сосредоточиться на развитии компании, – комментирует Владимир Христенко. – В наших планах обеспечить присутствие сервисных центров компании во всех ключевых нефтедобывающих регионах России и стран СНГ».
Привлечь средства. Тем не менее любой сервисной компании, учитывая колоссальные темпы роста рынка, необходимы дополнительные капиталовложения на развитие бизнеса. Интерес инвесторов к отрасли очевиден – рынок стремительно набирает обороты, вследствие чего финансовые показатели сервисных компаний динамично растут. Немалым преимуществом также является отсутствие политических рисков, несмотря на то, что компании занимаются обслуживанием стратегически важной для государства отрасли. «Политические риски в сервисе несравнимо меньше, чем в нефтянке и газе. Госкомпании может привлечь разве что машиностроение, но сами услуги, определенно, для них интереса не представляют», – полагает управляющий партнер ЦКП Игорь Цуканов.
В качестве альтернативы IPO средние по размеру игроки привлекают фонды прямых инвестиций. Например, в прошлом году «Геотек» провел частное размещение акций на $100 млн. Дополнительную эмиссию акций компании купили три институциональных инвестора: Farallon Capital Management, AIG Private Equity и Black River Asset Management. Аналогичную сделку провел ЦКП, продав 20% «Северной экспедиции» управляющей компании Ashmore Group.
Кроме EDC и «Интегры», уже продавших свои акции на бирже, о планах по проведению IPO сервисных подразделений заявляли «Роснефть», ТНК-ВР, «Газпромнефть», Imperial Energy и все тот же «Геотек». Но из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры сроки размещений отодвинулись как минимум на 2009–2010 годы. И за это время отрасль, скорее всего, будет окончательно консолидирована.
ЛИДЕРЫ ОТРАСЛИ:«Интегра»Компания была создана в 2004 году. Консолидация профильных активов, инвестиции в модернизацию производственных мощностей и технологий позволили холдингу уже к концу 2006 года стать одной из крупнейших нефтесервисных компаний в России. В феврале 2007 «Интегра» провела успешное IPO, на котором привлекла $600 млн. «Компания из всех российских игроков имеет более широкие возможности для развития, так как способна предоставлять практически все виды сервисных услуг благодаря агрессивному поглощению разрозненных небольших игроков на рынке», – полагает аналитик «Арбат Капитал» Виталий Громадин.
Eurasia Drilling CompanyОсновной актив холдинга – буровая компания «Евразия» до декабря 2004 года входила в состав «Лукойла» и носила название «Лукойл-Бурение». Благодаря расширению парка и приобретению новейшего оборудования в 2007 году, помимо «Лукойла» клиентами EDC стали также «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-ВР. Осенью 2007 года, вслед за «Интегрой», холдинг провел IPO в Лондоне. За 15% своих акций компания получила $480 млн. В отличие от «Интегры» EDC основную ставку делает на органическое развитие путем приобретения нового бурового оборудования и модернизации своего технического парка.