Рубрики
Статьи

«Viberi» Электроника с Андреем Школиным

«Viberi» Электроника с Андреем Школиным
«Viberi» Электроника с Андреем ШколинымРОССИЙСКИМ СБОРЩИКАМ ПК НЕТ МЕСТА НА РЫНКЕ НОУТБУКОВ? «ДОЧКА» IBS GROUP HOLDING СОБИРАЕТСЯ ДОКАЗАТЬ ОБРАТНОЕ
Неожиданное сообщение появилось под конец апреля: крупнейший отечественный сборщик деск­топов Depo Computers уже осенью начнет продавать ноутбуки под своей торговой маркой. А к 2010 году компания намерена занять 15% российского рынка мобильных ПК. Причина диверсификации бизнеса лежит на поверхности: продажи настольных «персоналок» стагнируют, лэптопов – растут на десятки процентов в год. Конечно, России еще далеко до США: аналитики прогнозируют, что в 2008 году там будет реализовано больше ноутбуков, чем десктопов. Но тенденция прослеживается слишком явно. Не слишком знакомые с ситуацией люди посмеялись: зачем только Depo Computers суется в «калашный ряд», где уже третий год правят бал тайваньские Acer и Asus. Другие насторожились: подобные структуры словами не бросаются. В конце концов, в 2002 году тоже мало кто верил, что только-только появившаяся компания Depo Computers за два года станет лидером российского рынка ПК. А ведь так и произошло, причем по данным Gartner «дочка» IBS Group Holding является № 1 до сих пор.
Почему смеялись? Слишком многое играет против Depo Computers. Звездный час отечественных производителей ноутбуков пробил в 2004 году, когда № 1 и № 2 на нем были Rover Computers и iRU соответственно. Тогда казалось: ничто не в состоянии поколебать их позиции. Но на быстрорастущий российский рынок обратили внимание тайваньские фирмы и попросту завалили его своей более дешевой продукцией. Удар оказался мощным: уже в третьем квартале 2005 года Rover скатился на пятую позицию, iRU – на седьмую. Они даже снизили продажи, хотя рынок в целом вырос на 70%. Но их жалоб на демпинг никто не услышал. Да и вряд ли он существовал в реальности. Высокий уровень развития бизнеса Asus и Acer позволял им эффективнее управлять издержками. А объемы производства давали больше возможностей для того, чтобы диктовать свои условия поставщикам комплектующих. Rover до сих пор влачит существование, занимая седьмое место по количеству проданных ноутбуков с долей рынка в 3,9%. А iRU, потрепыхавшись еще с полгода, в частности, его руководство заявляло о планах переноса производства в Китай для снижения издержек, вовсе исчез. Merlion, владевший компанией, решил отказаться от ставшего бесперспективным направления бизнеса. Горький опыт.
В активе у Depo Computers – налаженный бизнес по сборке настольных ПК, контакты с розничными сетями, известный брэнд. Но хватит ли этого, чтобы занять 15% рынка? Для сравнения, в 2007 году такая доля означала бы продажи в 300 тыс. ноутбуков. Нельзя забывать еще об одном «козыре» – материнской компании IBS Group Holding вместе с одним из ее владельцев и президентом Анатолием Карачинским. До сих пор не приходилось сомневаться в его лоббистских возможностях. Пожалуй, из IT-бизнесменов он чаще всех встречался с Владимиром Путиным. Интересно, сменят ли теперь правительственные чиновники Sony Vaio на ноутбуки со стилизованной буквой «D»?