«Viberi» Ехать или шашечки?
«Viberi» Ехать или шашечки?Однако именно огромное количество работников – и есть главная проблема. Судите сами, в отрасли занято 750–800В тыс. человек. Для примера, в автопроме США трудятся 950 тыс. человек при объеме выпуска более 11 млн автомобилей в год. Таким образом, производительность труда у нас ниже американской вВ 4,5В раза, а по сравнению с Японией или Южной Кореей – в 6,4 раза. Значит, чтобы сохранить отрасль, необходимо выделять средВстВва не на сохранение этого количестВва работающих, аВ на сокращение их числа хотя бы до 200–250 тыс. Причем средств для этого понадобится даже меньше, чем сейчас собираются поВтратить на спасение российского автомобильного производства. Борьба с иномарками. К примеру, если планируемые 70 млрд рублей не кинуть в топку В«спасенияВ», а просто разделить на 550 тыс. человек, то получится по 127 тыс. руб., т.В е. вВ течение года можно выплачивать дополнительное пособие в размере 10В 600 руб. на человека в месяц. АВ за год уволенный должен найти новое место работы (может, даже с переездом), либо пройти переобучение, либо открыть свое дело. Не надо забывать, что именно массовая безработица во время Великой депрессии положила начало стремительному росту числа мелких и средних предприятий в США. Сомнительным мероприятием, на мой взгляд, является также решение правительства о дотировании ставки по автокредитам, выданным на покупку отечественных автомобилей. Во-первых, любая помощь из средств налогоплательщиков должна быть возвратной. Иначе – несправедливо. ВВ лучшем случае можно предоставить налоговый вычет, по аналогии с ипотечными кредитами. Во-вторых, более действенная мера – предоставление средств банкам для автокредитования на возвратной основе, а чтобы они снова не оказались вложенными в валюту, можно организовать такое фондирование в виде выкупа портфелей автокредитов, выданных после определенной даты. Еще более циничным мне кажется предложение ряда лоббистов вообще запретить льготные кредиты на иномарки, введя при этом дотацию на проценты по кредитам, направленным на покупку отечественной продукции. Наверное, следуюВщим логическим шагом может быть введение в УК РФ статьи за приобретение иномарки. Опыт США. Повышение же пошлин, как любая протекционистская мера, скорее всего, ударит в первую очередь по ее инициаторам. Против нас же. Многие страны уже высказали протест по этому поводу, иВ понятно, что этим дело не ограничится и они найдут, как асимметрично дать ответ; будет ли это очередное антидемпинговое расследование по какой-либо позиции нашего эксВпорВта или еще что-то – увидим. Но первые ласточки уже появились: непонятна теперь судьба производства концерна PCA в Калуге. Если план Саркози помощи французскому автопрому не будет пересмотрен под воздействием Еврокомиссии, то все иностранные производства (вВ том числе иВ вВ РФ) будут приостановлены, а инвестиции прекращены. Любые попытки сделать эффективным проВизВводВстВВво директивным методом обречены на неудачу. В отсутствие конкуренции никто не будет совершать героических поступков вВ деле совершенствования предприятия. Только конкуренция может вынудить менеджмент и собственников компании на радикальные меры, призванные значительно улучшить эффективность и повернуться лицом к потребителю (а эта поза до сих пор не известна отечественному автопрому). Примером может послужить история: наслаждаясь отсутствием конкуренции на первоначальном этапе развития компании, Ford на протяжении 19В лет (сВ 1908В по 1927 год) выпускал модель Т, пока вВ 1928В году General Motors под руководством Альфреда Слоуна не одержала верх с Chevrolet K. Попытки российского правительства создать тепличные условия для автопрома в условиях ужасающей неэффективности последнего могут окончательно погубить В«пациентаВ». Конкуренты, от которых наш автопром и так уже радикально отстал, за время кризиса значительно увеличат свою эффективность, у них просто нет другого выхода. Любая помощь, оказываемая западными странами автопрому, содержит два главных условия: возвратность вложенных средств с учетом процентов и увеличение эффективности. В этой связи вопрос о том, что же нам надо – ехать или шашечки, становится почти гамлетовским.
Рубрики