Рубрики
Статьи

«Финанс.» Дорогу 4G откроет закон

«Финанс.» Дорогу 4G откроет закон
«Финанс.» Дорогу 4G откроет законНовый документ будет регулировать использование радиочастотного спектра (РЧС) вВ России. Почему недостаточно существующего закона В«О связиВ»? В«Из 74 статей вВ нем всего лишь 5 определяют правовые основы РЧС. При этом существует множество непрофильных законов, например В«Об оборонеВ», В«О федеральной службе безопасностиВ», которыми также регулируется использование спектра, но исключительно сВ точки зрения соблюдения интересов государственных ведомствВ», – отвечает Василий Кошелев, президент АКГ В«Создание и развитиеВ» (занимается разработкой законопроекта В«О радиочастотном спектреВ» по заданию Совета федерации). У семи В«нянекВ»-законов спектр не распределен: соответствующие принципы в законе В«ОВ связиВ» отсутствуют. Как результат – непрозрачный алгоритм выбора победителей на тендерах.Публичная ГКРЧ. Правила использования частот излишне бюрократизированы. Первый заместитель гендиректора В«Мегафон-МоскваВ» Игорь Акулинин уверен, что существующая регламентация процессов лицензирования сдерживает распространение 4G в Московском регионе. В«Технология LTE, на базе которой строятся сети 4G, может работать в диапазонах от 900 МГц до 4ГГц, в том числе и на частотах 900/1800 МГц действующих GSM-сетей. То есть гипотетически сотовые операторы могли бы в ближайшее время запустить в Москве сети 4G, – рассказывает Игорь Акулинин. – Но российские регуляторы рассматривают совокупность разрешительных документов: лицензий на оказание услуг, сертификатов оборудования и разрешений на использование частот. Получается, что оператор, уже оказывающий услуги в рамках одной технологии, при переходе на другую технологию, даже при использовании уже полученных частот, должен оформить лицензию на оказание тех же услуг, но уже вВ рамках этой другой технологии. Хотя с точки зрения абонента меняется только качество сервиса, ничего принципиально нового оператор не предлагаетВ». Нет описания механизмов конверсии, не урегулированы отношения между пользователями спектра иВ контролирующими госорганами. В«Почти невозможно найти в открытом доступе распоряжения Государственной комиссии по радиочастотам, хотя они упростили бы многие процессы в этой сфереВ», – сетует Василий Кошелев. Борьба с помехами. Из-за отсутствия единых нормативов каждый регион самостоятельно распределяет частоты, а конкурсные условия существенно отличаются. В законе планируется прописать принципы обязательного конкурсного распределения частот коммерческим структурам. В«Предложенная нами система распределения радиочастот между заинтересованными пользователями позволит в разы повысить доходы бюджетаВ», – обещает Василий Кошелев.Благодаря новым принципам централизованного управления РЧС можно будет выявлять организации, не использующие предоставленные им частоты. Как правило, этим грешат госорганы. В«Эффективность использования РЧС будет оцениваться экономическими методамиВ», – говорит Василий Кошелев. Появится раздел, посвященный ответственности за неправомерное и неэффективное использование спектра. Другое нововведение – механизм перераспределения РЧС. Конверсия позволит не только высвободить дополнительные частоты, но и решить проблему сВ помехами, возникающие из-за использования госструктурами старого оборудования.Один из разделов закона будет посвящен международному сотрудничеству, в частности, использованию радиоспектра иностранными субъектами на территории РФ и российскими – на территории иностранных государств. Пример – иностранный корабль, зашедший в российский порт. Теоретически, он должен использовать специально выделенные частоты. Остается открытым вопрос ответственности за управление РЧС. Скорее всего, контроль будет передан вневедомственной структуре, подчиняющейся непосредственно правительству РФ. Пока же изобилие регуляторов создает почти неограниченные просторы для коррупции.