Рубрики
Статьи

«Viberi» Доллары – всем

«Viberi» Доллары – всем
«Viberi» Доллары – всемОт встречи министров финансов стран «Большой семерки», прошедшей 11–12 октября, мир ждал многого. Однако принятые решения явно превзошли даже самые смелые ожидания. Регуляторам стало окончательно ясно, что финансовая система находится в той стадии болезни, когда возможные побочные эффекты от передозировки лекарства – невысокая цена за сохранение жизни пациента.
ФРС, Европейский ЦБ, Банк Англии и Национальный банк Швейцарии объявили о введении нового, поистине беспрецедентного канала пополнения рынков долларовой ликвидностью. Они будут предоставлять средства на аукционах по фиксированной ставке сроками на неделю, месяц и три месяца. В рамках этих операций банки смогут заимствовать столько средств, «сколько они пожелают», при наличии «соответствующего залога», говорится в совместном пресс-релизе пяти центробанков (под документом подписался также регулятор из Японии, «рассматривающий» аналогичные меры). Соответственно, ФРС готов снабжать европейских коллег долларами в рамках валютных свопов в объемах, «достаточных для удовлетворения спроса». Схема будет действовать до 30 апреля 2009 го­да, ЕЦБ обязался участвовать в ней по меньшей мере до января.
Рынки оценили решимость, с которой основные центральные банки взялись за расшивку кредитного кризиса: 13 октября индекс Dow Jones взлетел на 936 пунктов, чего не случалось за всю историю его существования. Другие основные индексы также встретили хорошие новости с нетипичным для развитых рынков энтузиазмом: Nasdaq поднялся на 11,8%, британский FTSE 100 – на 8,2%, германский DAX – на 11,4%.
Ни одна из мер, которыми власти прежде пытались вдохновить инвесторов, не давала столь сильного эффекта. Достаточно вспомнить хотя бы вялую реакцию на скоординированное снижение процентных ставок на 0,5 процентных пункта сразу пятью центральными банками. К тому времени ФРС увеличила потолок кратко­срочного финансирования в рамках программы Term Auction Facility (TAF) до $900 млрд, Минфин США протолкнул долгожданный план выкупа проблемных активов на $700 млрд, европейские власти также объявляли о мерах по рекапитализации банков – все было тщетно. Сентябрьское банкротство Lehman Brothers парализовало межбанковский рынок, ставки на нем поднялись до рекордных высот, заемное финансирование стало недоступным даже для вполне платежеспособных банков, а корпоративные заемщики оказались не в состоянии рефинансировать долги по коммерческим бумагам. И вот наконец рынкам показали нечто, что было воспринято как долгожданный свет в конце тоннеля.
Спустя два дня первая порция ликвидности поступила: $254 млрд 7-дневных кредитов под 2,28% годовых от трех европейских ЦБ. Тут же пошли вниз ставки межбанковского рынка. Правда, процесс небыстрый: Libor по трехмесячным кредитам в долларах 15 октября опустилась до 4,55% против годового максимума 4,82%, достигнутого 10 октября. Иными словами, банки вовсе не кинулись кредитовать очертя голову. Но, учитывая всю сложность и слабую предсказуемость ситуации, на моментальную разблокировку рынка регуляторы едва ли рассчитывали.
Социализм – это временно. Правительства также не остались в стороне. Банки по обе стороны Атлантики получат громадные вливания капитала. Джордж Буш объявил о готовности предоставить кредитным институтам до $250 млрд в обмен на их привилегированные акции. Эти деньги будут взяты из тех самых $700 млрд, которые изначально предназначались для выкупа проблемных активов и ради которых глава Минфина, по свидетельству очевидцев, опускался на одно колено перед спикером конгресса Нэнси Пелоси. Теперь Генри Полсону явно не до политических игр, и тем более не до галантности. Его пресловутый план, вокруг которого было сломано столько копий, на практике будет реализован в изрядно трансформированном виде.
Вхождение государства в капиталы финансовых институтов для американского менталитета – уже само по себе большая ломка. Это в России или Китае контроль правительства над крупнейшими банками воспринимается как норма, да и у европейцев нечто подобное свежо в памяти. Например, во Франции в начале 80-х годов временно национализировали четыре десятка финансовых институтов. А в США даже центральный банк с формальной точки зрения не принадлежит государству. Акционерами каждого федерального резервного банка являются банки данного округа, имеющие членство в ФРС. И вот теперь Генри Полсон говорит, что в его программе будут участвовать тысячи (!) финансовых институтов, включая крупнейшие. Многие банки встретили эти намерения в штыки.
Американские регуляторы в поисках выхода из кризиса выбрали путь, уже проторенный Европой. Пакет, заготовленный британским правительством для Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB и HBOS, стоит 37  млрд фунтов стерлингов (около $64 млрд). Для кабинета Гордона Брауна это уже не первый шаг на пути к частичной национализации переживающей кризис отрасли: ранее под его контроль уже перешли Northern Rock и Bradford & Bingley. Аналогичные шаги предпринимают и на континенте. Германия может направить на рекапитализацию попавших в беду банков до 80 млрд евро, или более 3%
своего ВВП. Во Франции на эти же цели готовы зарезервировать 40 млрд евро (2% ВВП).
И в Вашингтоне, и в Лондоне подчеркивают, что вхождение в капиталы банков – экстренная мера и, когда последние получат возможность привлекать частных инвесторов, правительства будут рады избавиться от своих долей. Однако это не снимает вопроса о том, насколько правильным окажется «искусственный отбор» в исполнении чиновников. «Мы сожалеем, что нам приходится принимать эти решения, – заявил Генри Полсон. – Но в финансовой системе существует нехватка доверия, и ее нужно преодолеть, поскольку она представляет огромную опасность».
Еще одно орудие, предназначенное для борьбы с финансовым кризисом, – государственные гарантии. Здесь администрация Джорджа Буша также решила не мелочиться: было объявлено о временном предоставлении гарантий по всем новым долгам банков. Будут полностью застрахованы беспроцентные счета компаний и предпринимателей, через которые обычно проходят зарплаты. Это должно поддержать небольшие региональные кредитные организации, которые в противном случае могут столкнуться с бегством клиентов в крупные банки. Германия и Франция объявили, что предоставят гарантии по межбанковским кредитам на 400 млрд и 320 млрд евро соответственно. Суммарно пакет капиталовложений и госгарантий пяти европейских стран – Германии, Франции, Испании, Австрии и Нидерландов – тянет на 1,3 трлн евро. Кроме того, регуляторы в Европе и Америке повысили объемы гарантий по вкладам населения.
Наконец, американский центробанк подтвердил ранее озвученное намерение покупать коммерческие бумаги частных компаний, программа стартует 27 октября. Этот канал финансирования будет доступен только для высоконадежных заемщиков. ЕЦБ закон не позволяет совершать подобные операции.
Ввязаться в драку. На многие вопросы, связанные с грандиозными планами спасения, пока ответов нет. Но ждать их власти не могут, нет времени. Им надо как можно скорее привести в движение механизм кредитования экономики, почти окончательно остановившийся в начале октября. Накачивание банковской системы деньгами – не самоцель, средства
должны дойти до бизнеса и потребителей. В Великобритании власти не побрезгуют методами прямого контроля: они введут своих представителей в советы директоров банков, получивших государственные капитальные инъекции. Ведь в результате этих вложений правительство получит 60% в RBS и 40% в Lloyds TSB и HBOS (последние два сейчас вынуждены пересматривать параметры предстоящего объединения). Со всех троих взято обещание поддерживать ипотечное кредитование и финансирование малого бизнеса на уровне 2007 года.
Американцы пока не столь прямолинейны. Генри Полсон и Бен Бернанке рассчитывают на то, что банки сами предпочтут зарабатывать деньги, выдавая кредиты, нежели сидеть, обложившись «подушками» ликвидности. Найденное решение выглядит остроумно, по крайней мере теоретически. Минфин США пока не стремится заиметь в каком-либо банке долю, позволяющую влиять на принятие решений. Он получает привилегированные акции, что хорошо для частных акционеров (в случае с Fannie Mae и Freddie Mac с ними не церемонились). Но одновременно правительство наделяется правом приобретения обыкновенных акций. Оно будет реализовано в том случае, если до конца 2009 года банк не сможет привлечь частный капитал в объеме, как минимум эквивалентном вливаниям, полученным от государства. Кроме того, включенный в программу банк должен будет платить за полученный капитал 5-процентные дивиденды. Если через пять лет он не сможет вернуть деньги, ставка возрастет до 9%.
Труднее всего прогнозировать цену, которую в итоге придется заплатить за спасение финансовой системы налогоплательщикам. Теоретически есть шансы обойтись малой кровью. Это возможно, если экономика сумеет удержаться за брошенный спасательный круг и не потонет в пучине длительной и глубокой рецессии. Но в том, что спада как такового Америке и Европе избежать уже не удастся, остается очень мало сомнений. Индекс экономических ожиданий в Германии, измеряемый институтом ZEW по результатам опросов финансовых аналитиков и институциональных инвесторов, в октябре упал до -63 пунктов. В Великобритании к началу осени уровень безработицы поднялся до 5,7%. В США в сентябре он составил 6,1%, за месяц число рабочих мест сократилось на 159 тыс. Согласно прогнозу главы финансового департамента Нью-Йорка, в этом городе потери могут достигнуть 165 тыс. Тенденция к снижению потребительских расходов – двигателя американской экономики – наблюдалась еще летом, а дальше будет хуже из-за сворачивания кредитования. Симптомы уже видны: розничные продажи в сентябре сократились на 1,2%.
Бен Бернанке $900 млрд готова предоставить банкам ФРС до конца года в рамках программы TAF (Term Auction Facility)
Генри Полсон $700 млрд может потратить Минфин США на выкуп ипотечных бумаг и других проблемных активов
Гордон Браун 37 млрд предоставит правительство Великобритании трем крупнейшим банкам страны в обмен на их акции
Мервин Кинг 200 млрд краткосрочных кредитов – поддержка от Банка Англии
Николя Саркози €40 млрд готова вложить в капиталы своих банков Франция
Ангела Меркель €80 млрд – сумма, выделенная Германией на рекапитализацию банков