Рубрики
Статьи

Доллар обвалится\?

Доллар обвалится\?
Доллар обвалится\?Курс доллара после падения почти на процент от своего максимального значения уже на протяжении двух недель колеблется в районе 31,55-31,60 рубля, что фактически является уровнем августа 2002 года. При этом объемы торгов по доллару в эти дни были непривычно высокими, а 21 февраля вообще достигли своего исторического максимума — $1235 млн. Как говорят участники рынка, ситуация в этот день на рынке была близка к панической.
На фоне глобального обесценения доллара в мире предложение американской валюты на российском валютном рынке все больше превышает спрос. Аналитики в один голос заявляют, что от дальнейшего падения американскую валюту удерживает только Центробанк, поддерживающий доллар на уровне 31,55 рубля активной покупкой. Других покупателей на рынке фактически нет, а это означает, что ЦБ приходится скупать львиную долю предлагаемой на рынке валюты. В результате золотовалютные резервы (ЗВР) страны растут как на дрожжах — только за три недели февраля их уровень поднялся почти на 7%, или $3,4 млрд, составив на 21 февраля $52,7 млрд, хотя средненедельный прирост в 2002 году составлял лишь чуть более $200 млн. Россия даже вошла в число 15 стран мира с максимальными международными резервами. Впрочем, это далеко не предел. Так, аналитики ИГ «АТОН» пересмотрели на днях свой прогноз уровня ЗВР на конец года с $57млрд до $60 млрд. Учитывая вышеизложенные факты, невольно задаешься вопросами: как долго такая ситуация может продлиться и какие варианты дальнейшего развития событий могут быть?
Для того чтобы это понять, нужно разобраться во множестве факторов, влияющих на курсообразование, но сначала напомним, как получилось так, что доллар опустился до нынешних уровней.
Смена приоритетов11 февраля на проходящем в Варшаве экономическом семинаре глава ЦБ Сергей Игнатьев объявил о смене приоритетов в денежно-кредитной политике банка. Фактически он констатировал, что отныне основной задачей его ведомства становится контроль над уровнем инфляции, а не над курсом доллара. «У нас есть большие золотовалютные резервы… У нас нет обязательств держать фиксированный валютный курс, как мы это делали в 1998 году», — заявил глава ЦБ. Он также добавил, что Центральный банк в 2002 году слишком сильно фокусировался на сдерживании укрепления реального курса рубля, поэтому в 2003 году рубль может укрепиться на 4-6% относительно корзины мировых валют.
Причиной смены курса, скорее всего, стало обещание Игнатьева президенту Путину удержать инфляцию в предвыборный год в пределах запланированных 12%, так как президент, по словам бывшего первого зампреда ЦБ Сергея Алексашенко, «пожурил» его за невыполнение этого показателя в 2002 году. Напомним, что инфляция в прошедшем году была запланирована на уровне 14%, но фактически составила 15,1%. Не последнюю роль в этом сыграло увеличение денежной массы на 32% за счет покупки главным банком страны излишков долларов на внутреннем рынке.
Участники рынка моментально отреагировали на заявление главы ЦБ избавлением от валютных позиций, и в результате доллар потерял к 22 февраля почти 1% своей стоимости, ежедневно в среднем снижаясь почти на 3 копейки на рекордных объемах торгов. Пессимизм валютным трейдерам добавила новость об очередном увеличении денежной массы — ее объем в узком определении на 17 февраля составил 901,3 млрд рублей против 886,7 млрд рублей на 10 февраля. Таким образом, объем денежной базы увеличился лишь за неделю на 14,6 млрд рублей. В результате курс достиг отметки 31,55 рубля и до сих пор колеблется возле нее. Сможет ли удержать ЦБ этот рубеж или, согласно новым приоритетам, это не цель и потому стоит рассчитывать на дальнейшее снижение?
Скупка долларов порождает инфляциюПримечательно, что своим заявлением глава ЦБ фактически загнал себя же в угол. Ведь массированная скупка валюты в последние дни не может не отразиться на увеличении денежной массы. А последняя в свою очередь прямым образом сказывается на уровне инфляции — в январе она составила 2,4%, а в первой декаде февраля — еще 0,7%. По итогам февраля этот показатель может составить около 2%, таким образом, на оставшиеся 10 месяцев года остается всего около 7,6%, то есть примерно по 0,76% в месяц. Реально ли это при сложившейся конъюнктуре? Вряд ли, ведь при увеличении денежной массы товаров фактически больше не стало, и это приводит к инфляции. Рассмотрим ситуацию на простом примере.
Страна добывает из своих недр национальное достояние — нефть — и продает его на внешнем рынке преимущественно за доллары. Последние поступают в страну и в результате возмещения расходов здесь на добычу и транспортировку, в инвестиционных целях, а также, согласно действующему закону об обязательной продаже валютной выручки, реализуются на внутреннем рынке за рубли. Но откуда эти рубли берутся? Да они просто эмитируются, а проще говоря, печатаются. Вроде бы, кажется, ничего плохого, ведь они обеспечены соответствующим количеством валюты в закромах, но ведь в данном примере товаров больше в стране не стало, а на увеличенное количество рублевой денежной массы приходится все то же их количество. В результате сложившаяся ситуация и порождает инфляцию.
Импорт не помехаНо это, конечно, только пример. В реальной экономике все намного сложнее. Часть валюты, безусловно, покупается импортерами для ввоза товаров, впрочем, со времен кризиса 1998 года у страны все равно остается стабильно положительное сальдо платежного баланса. Иными словами, приток валюты в страну в результате продажи товаров и услуг (читай — сырья) больше, чем ее отток, вызванный импортом. Так, в январе текущего года, по информации Минэкономразвития России, положительное сальдо платежного баланса страны составило $4,7 млрд. В 2002 году этот показатель составил $45,8 млрд, а в 2001 году — $60,7 млрд.
Таким образом, импортеры не спасают страну от притока валюты, да и рост евро относительно доллара на мировом рынке в течение последнего полугода не способствует этому. Ведь подавляющая часть импортных товаров покупается в Европе за евро, тогда как в страну экспортная выручка приходит в основном в долларах. А так как официальный курс европейской валюты в России формируется не прямыми биржевыми торгами, а посредством умножения официального курса доллара в рублях на соотношение пары евро-доллар на международном рынке Forex, то в результате мы получаем довольно дорогой евро. Именно этот фактор задает существенное ограничение импорту. Так, если в январе 2003 года экспорт вырос по отношению к январю прошлого года на 31,3% — до $8,8 млрд, то импорт лишь на 10,8% — до $4,1 млрд.
С одной стороны, слабый рост импорта благотворно влияет на конкурентоспособность российской экономики. С другой — может рассматриваться как дополнительный фактор инфляции, поскольку удорожание импорта вызывает дополнительные издержки отечественных потребителей, а это уже противоречит новым приоритетам Центробанка.
Внешний долг как благоКак это ни парадоксально звучит, но платежи Министерства финансов по внешнему долгу сейчас благо — они частично способствуют сокращению долларового навеса над рынком, который вынужден скупать ЦБ. Тем более что покупка долларов происходит не за счет эмиссии рублей, а наоборот, за счет их стерилизации путем сбора налогов. Так, 20 февраля Минфин осуществил платеж Парижскому клубу кредиторов в размере $1,79 млрд, а 25 февраля погасил часть долга перед МВФ в размере 19,69 млн фунтов стерлингов. Впрочем, на динамике курса доллара эти приобретения министерства фактически не отразились — они лишь слегка упростили задачу ЦБ в последние дни. Всего России предстоит погасить в текущем году порядка $17 млрд по внешнему долгу, причем платежи приходятся на разные его периоды. При сохранении такого положительного сальдо торгового баланса, как в январе, необходимая сумма платежа набирается в течение первых четырех месяцев, а что делать с поступающей валютой дальше, ведь каждый лишний миллиард долларов — это 31 млрд рублей, необходимых вбросить в экономику?
Валютные рекиСтабильно высокие цены на нефть являются главным источником притока иностранной валюты. По итогам последних трех лет среднегодовая цена нефти rals не опускалась ниже $22 за баррель, а по итогам текущего года ожидается не ниже $23 за баррель. В этих условиях Центробанк остается заложником благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, которому необходимо поглощать валюту и при этом держать под контролем уровень денежного предложения. Цены на «черное золото» находятся сейчас на уровнях двенадцатилетних максимумов — фактически на уровнях предыдущей войны в Персидском заливе. Безусловно, главный катализатор роста здесь — ожидания военного конфликта в Ираке, крупном поставщике нефти на мировом рынке. Не последнюю роль в текущей стоимости углеводородов сыграла и Венесуэла со своей недавней забастовкой и как следствие с продолжительным отсутствием поставок нефти в первую очередь в США в силу географических причин. Как результат — запасы нефти у этого крупнейшего мирового потребителя снизились до многогодовых минимумов, оказывая излишнее давление на цены. Для России, как выясняется, такие высокие цены вовсе не благо — ведь, как еще недавно заявляли чиновники, $1 в стоимости барреля нефти приносит $1 млрд дополнительных доходов в год. А это как раз те миллиарды долларов, которые в примере не обеспечены товарами, — их скупает ЦБ, печатая рубли.
Но нефть — это, увы, не единственный в последнее время источник притока валюты в Россию. Страну заметили иностранные инвесторы и активно стали вкладывать сюда средства, опять же в валюте, и причем немалые. Конечно, хитом стала сделка января на $6,75 млрд между ТНК и British Petrolem, в результате которой в Россию инвестировано $3 млрд «живыми» деньгами — колоссальная сумма, фактически 6% золотовалютных резервов ЦБ РФ. А на днях французская Renalt объявила об инвестировании 230 млн евро в выпуск на территории России своих автомобилей. Это, конечно, не такая большая сумма, но здесь главное — тенденция, деньги международных инвесторов начинают поступать в страну, а их тоже приходится обменивать на рубли Центробанку.
Ну и, наконец, отечественные корпоративные заемщики активно принялись «окучивать» западные рынки своими эмиссиями. В январе текущего года они привлекли через размещение облигаций и получение кредитов $1,1 млрд. На днях «Газпром» разместил свои еврооблигации на сумму $1,75 млрд, и эти деньги также придут в экономику России. Всего общий объем внешних обязательств российских компаний перевалил уже за уровень $30 млрд.
Стерилизация рубляРастущую денежную массу власти пытаются нейтрализовать с помощью внутренних госзаимствований. На текущий год принята довольно амбициозная программа по размещению ГКО-ОФЗ — как по объемам, так и по срокам привлечения. И уже сейчас можно сказать, что она с лихвой будет выполнена. Более того, вполне возможно, эту программу в текущей ситуации придется увеличивать, так как она явно не справляется с рублевой массой. Так, первый зампред ЦБ Олег Вьюгин высказал опасение, что эмиссия рублей, осуществляемая для покупки валюты, при растущем спросе на рублевые активы может привести к усилению инфляции в стране, особенно если рублевые средства будут инвестироваться в корпоративные рублевые бумаги, а не «стерилизоваться» в гособлигациях.
Впрочем, инвесторы, вкладывающие средства в долговые обязательства, в связи с кардинальным изменением ситуации на валютном рынке потеряли ориентиры доходности, и сильная зависимость между динамикой валютного курса и рынком облигаций (связанная с перетоком средств из одного сегмента в другой) — яркое этому подтверждение. Лишь за первые две декады февраля средневзвешенная доходность рынка гособлигаций сократилась почти на 3% годовых — с 12,44% до 9,38% годовых. Судя по тому, что данная доходность уже ниже запланированной рублевой инфляции, складывается ощущение, что российские операторы не верят в рост доллара и активно ищут инструменты для размещения средств именно в рублях.
Так чего же ожидать дальше?Все же, учитывая вышеизложенное, дать однозначный ответ по поводу дальнейшей динамики курса доллара нельзя, да и, пожалуй, никто сейчас не способен этого сделать. И главная здесь причина кроется в иракском конфликте — уж больно многое от его разрешения зависит. Здесь и стоимость нефти, а соответственно приток валюты в страну, и соотношение евро к доллару, а как результат — объем импортных поставок в страну, и многое другое. То или иное развитие событий вокруг Ирака даст более четкие сигналы к дальнейшему изменению сложившейся экономико-финансовой ситуации в стране.
Но все-таки хочется отметить, что на текущий момент логичным выглядит дальнейшее снижение курса доллара. Аналитики ИГ «Атон» также видят наиболее простым выходом из сложившейся ситуации переход к политике сильного рубля, что позволит приостановить не только удорожание импорта, но и ограничить темпы роста денежной массы. «Сильный рубль, низкая инфляция, большие золотовалютные резервы — политика ЦБ на ближайший год», — пишут аналитики «Атона».
«В долгосрочной перспективе укрепление рубля экономике не повредит, так как будет стимулировать конкуренцию. Но в краткосрочной перспективе укреплять рубль нельзя. К сильному рублю не готовы предприятия», — заявил на днях член наблюдательного совета ИК «Ренессанс Капитал», экс-глава бюджетного комитета Госдумы Александр Шохин.
А может перестраховаться?Трудно себе представить, что будет твориться на валютном рынке страны, если Центральный банк примет решение перестать поддерживать курс доллара на уровне 31,55 рубля и опустит его еще хотя бы на 1%, то есть примерно до уровня 31,2 рубля. Без всяких сомнений, курс покупки «президентов» в обменных пунктах снизится намного больше, ведь уже сейчас в Москве трудно продать доллар выше 31,4 рубля. Еще труднее представить, что произойдет с экономикой страны в случае массового сброса валюты населением, которой, по разным оценкам, находится у него на руках от $50 млрд до $100 млрд. Запросто можно будет столкнуться с табличками в обменниках: «Рублей нет», как это было в тот вечер, когда произошел теракт в Нью-Йорке.
Хочется надеяться, что этого не произойдет и денежные власти найдут способ вывернуться из скложившейся ситуации. Во всяком случае, обнадеживающие заявления с их стороны звучат. «Пока о крахе доллара нет и речи», — заявил заместитель председателя Банка России Константин Корищенко. Другой чиновник этого ведомства Олег Вьюгин отметил, что Банк России по-прежнему намерен не допускать «слишком широких колебаний» валютного курса рубля. В этой связи он подчеркнул, что перед Центробанком сейчас не стоит задача наращивания золотовалютных резервов. «Уровень золотовалютных резервов на сегодняшний день адекватен ситуации в российской экономике. Ставить задачу дальнейшего роста резервов бессмысленно. Если дальнейший рост и будет, то это станет прежде всего отражением результатов деятельности экономики», — считает первый зампред ЦБ.
Однако впору задуматься, стоит ли, учитывая все вышесказанное, продолжать держать свои сбережения в долларах или лучше поискать другие, более надежные в данный момент инструменты? Это могут быть рубли, евро, акции, вклады в банках, паи инвестиционных фондов, недвижимость в конце концов — объектов инвестиций много.