До конца года на Марсе будет жизнь
До конца года на Марсе будет жизньНекоторые приборы, установленные на станции «Марс-экспресс» и спускаемом зонде Beagle-2, созданы в кооперации со специалистами Института космических исследований (ИКИ) РАН. По словам руководителя российской части проекта, заведующего отделом физики планет и малых тел Солнечной системы Василия Мороза, «все это оборудование создавалось еще в рамках проекта «Марс-96», за который европейцы в свое время заплатили «Росавиакосмосу» несколько миллионов рублей». Проект не был реализован — вместо того, чтобы отправиться к Марсу, межпланетная станция упала в Тихий океан. Зарубежные государства вложили в нее более $180 млн, Россия потратила $122 млн. Некоторые из разработок пригодились и на станции «Марс-экспресс», сэкономив европейцам приличные суммы.
При осуществлении марсианского проекта европейцам пришлось преодолеть многочисленные финансовые трудности. Автор проекта профессор Колин Пиллинждер из Открытого университета (Великобритания) до сих пор отказывается назвать его точную стоимость и имена инвесторов. Очевидно, что главная причина повышенной секретности заключается в необходимости защитить спонсоров от обвинений в бездумном финансировании. «Мне еще предстоит продать этот проект тому, кто заплатит за него самую большую цену, чтобы выплатить деньги инвесторам», — заявил английский ученый. По данным корпорации BBC, на осуществление проекта истрачено около 30 млн фунтов.
Единственные, кто смог извлечь выгоду из новой марсианской эпопеи, — российско-французское космическое общество Starsem, созданное в 1996 году для формирования портфеля заказов на ракету-носитель «Союз», самарское ЦСКБ «Прогресс», ее изготовившее, и авиакомпания «Волга-Днепр», доставившая межпланетную станцию из Тулузы на Байконур на самолете «Руслан». Как утверждает заместитель директора по внешнеэкономической деятельности самарского ЦСКБ «Прогресс» Владимир Алешин, прибыль от реализации проекта «Марс-экспресс» примерно в два раза «превысила прибыль от стандартного госзаказа на ракетоноситель «Союз». В пресс-службе «Росавиакосмоса» сообщили, что стоимость старта «Союза» по ценам мирового рынка составляет обычно $35-40 млн.
Неплохо заработала на европейском заказе и компания «Волга-Днепр». Общая стоимость контракта не разглашается. Тем не менее, как сообщил журналу Выбери.by источник в компании, стоимость одного летного часа «Руслана» составляет $14 тыс. Из Франции в Казахстан было совершено два четырехчасовых рейса, за которые, учитывая уникальность груза, ЕКА пришлось заплатить по расценкам, значительно превышающим обычные. Выручка компании, таким образом, составила более $100 тыс.
Что касается амбициозных задач по поиску внеземных цивилизаций, то о них российской космонавтике придется пока забыть. По словам Василия Мороза, «хотя в федеральной программе записаны российские экспедиции к Марсу и другие аналогичные по масштабам проекты, реальных средств на них нет».
Рубрики