«Viberi» Дмитрий Ищенко: «Кредитование малого и среднего бизнеса является высокодоходным»
«Кредитование малого и среднего бизнеса является высокодоходным»Дмитрий Юрьевич, как в связи с кризисом ликвидности складывается ситуация на рынке кредитования малого и среднего бизнеса?– Начавшийся в прошлом году на западе кризис привел к тому, что у финансовых структур стало меньше денег. Они, разумеется, никуда не пропали, но инвесторы боятся вкладываться. Поэтому еще в конце прошлого года ряд российских банков ограничил свои программы кредитования. В основном это коснулось корпоративного сектора, но затронуло малый бизнес и розницу. Особенно высоко рискованные сегменты – потребкредиты, экспресс-кредиты и т. д.
При этом, на наш взгляд, наименее «пострадавшим» направлением было как раз кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ). Банкиры понимают, что потенциал сектора очень высок и поэтому стараются сохранить программы, направленные на работу с этим сегментом экономики.
Почему? – Потому что проникновение в другие формы кредитования – розница, карточки, ипотека, особенно автокредитование – измеряется десятками процентов потенциального объема рынка. В случае же малого и среднего бизнеса удовлетворенный спрос измеряется единицами процентов. Максимум 10–12%. Здесь потенциал огромный. Поэтому банки не останавливали программы для малых и средних предприятий, и мы в том числе.
Даже несмотря на то, что деньги стали дороже? – Деньги стали дороже, но кредитование малого и среднего бизнеса является одним из наиболее высокодоходных.
А какова ситуация с крупным бизнесом? – Весь крупный бизнес в большинстве своем распределен между банками. И тарифы в этом сегменте уже практически установились. Правила и программы кредитования уже более-менее понятны и стандартизированы. Поэтому здесь очень сложно что-либо изменить. Особенно в сторону увеличения доходности.
А с малым бизнесом пока еще возможно? – С малым бизнесом пока еще этого не произошло. Имеется множество программ, масса новых направлений. Могут быть использованы различные формы кредитования – их довольно большое количество. Поэтому в этом сегменте длительное время банки смогут получать большую доходность.
Что еще можно сказать про прошлый год в плане взаимодействия банков с малым и средним бизнесом? – Я хочу привести некоторые данные. За прошлый год в целом по России совокупные кредитные портфели выросли следующим образом: корпоративные (для крупных заемщиков) – на 49%, для физических лиц – на 57%, для малого и среднего бизнеса – на 62%. Общий объем кредитования этого сегмента превысил $54 млрд.
То есть кредитование малого и среднего бизнеса является самым быстрорастущим сегментом? – Вот именно! А если брать лидеров рынка – первую десятку банков, кредитующих малый и средний бизнес, то у них объем кредитования малых и средних предприятий за прошлый год вырос вдвое.
Что банки могут предложить малым и средним предприятиям? – Аккредитивы, лизинговые схемы, предоставление банковских гарантий в качестве обеспечения выполнения обязательств по контрактам, а также для участия в конкурсах или тендерах на выполнение государственных заказов. Например, по программе малого и среднего бизнеса, которую МБРР реализует с 2007 года, мы предоставляем кредиты на приобретение грузовых автомобилей категории C, D, E с использованием лизинговых схем. В качестве партнера выступает компания, входящая в структуру банка – «Лизинг Максимум». Наряду с лизингом в нашей продуктовой линейке в 2008 году будет превалировать классическое кредитование.
Можете рассказать о своих линейках более подробно? – Комбинации предложений и программ будут зависеть от конкретного региона и от того, насколько в том или ином месте сильна конкуренция среди банков или лизинговых компаний.
Каковы региональные особенности кредитования малого бизнеса? – По нашему мнению, региональный рынок более прозрачен и прогнозируем. Получить информацию о деловой репутации клиента и стабильности его бизнеса в небольшом регионе гораздо проще, чем в крупных городах.
Там все на виду. – Да. В городе с населением 100–200 тыс. человек, который занимается бизнесом, известен всем. И если он «прокололся», то информация об этом быстро распространяется. С другой стороны, в регионах имеются так называемые локальные кризисы отрасли. Например, предприниматели назанимали денег и настроили столько магазинов, что в них почти никто не заходит. Скажем, два магазина посещаются, а четыре простаивают. И эти четыре должны закрыться, а у их владельцев буду проблемы с возвратом займов. Поэтому банкам следует очень тщательно прогнозировать развитие отрасли, под которую они дают кредит.
Кроме того, малый бизнес в регионах является более зависимым от работы крупных градообразующих компаний. Как правило, при успешной работе крупных предприятий и, как следствие, высоких доходах населения, малый бизнес развивается более активно. И, наоборот, при сокращении бизнеса и банкротствах градообразующих предприятий малый бизнес также сокращается. У регионального рынка кредитования малого и среднего бизнеса хорошие перспективы. Спрос в настоящее время значительно превышает предложение, и будет только расти.
Можно привести пример по Республике Коми, где мы делали «пилот» нашей программы кредитования МСБ. Здесь в 2007 году совокупный объем кредитов, выданных малым предприятиям, увеличился на 70% и составил более 12 млрд рублей. При этом по оценкам республиканского Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 40–45 млрд рублей. Таким образом, спрос удовлетворен только на 25–30%.
Вы специалист по розничным продуктам. Сильно отличается кредитование частных лиц от работы с малыми и средними предприятиями? – На мой взгляд, розница и МСБ очень похожи. В обоих секторах необходимо использовать массовые технологии. Кроме того, суммы кредитования сопоставимы и отличаются максимум на порядок, на два…
Мне кажется, что два порядка – это уже серьезное отличие. В сто раз! – Ну, в сто раз… Поверьте, даже среди «физиков» очень часто встречаются такие различия. Хотя, конечно, разница есть. Одно дело – мы даем кредит $20 млн крупному предприятию, а другое дело – $200 тыс. малому бизнесу на открытие кофейни или небольшого магазина…
То есть вы кредитуете «стартапы»? – Конечно! Вот почему я говорил о розничной технологии и о малом бизнесе. Они похожи тем, что очень много вещей нужно проанализировать очень быстро и на основе скоринговой модели принять оперативное решение. «Стартапы» мы тоже будем кредитовать. Не во всех отраслях, но будем.
А можно сразу же конкретизировать, какие отрасли вам интересны в плане кредитования «стартапов»? – В первую очередь это торговля и общественное питание. Но я должен уточнить, что я понимаю под «стартапом». Это не венчурный проект. Это человек, который имеет опыт. То есть он один или два раза в жизни это делал – открывал магазины, кафе и т. д. Кроме того, мы должны понимать, что бизнес будет правильно развиваться. А для этого нужны предварительные заказы и потенциальный спрос на продукцию.
Если к нам приходит водитель и говорит, что хочет купить «Камаз» с прицепом и возить груз, то этот человек, должен нам доказать, что у него есть определенные заказы на грузоперевозки.
То есть вы готовы работать с опытными людьми, которые в недавнем прошлом с успехом работали на «чужого дядю»? – Мы должны быть уверены, что имеем дело с людьми, которые смогут сделать бизнес.
Допустим, я водитель-дальнобойщик. Гонял фуры в интересах своего работодателя, владеющего тягачом. Теперь хочу купить свою машину и возить грузы для имеющихся у меня клиентов. Вы дадите мне кредит? – Да. Такой «стартап» мы готовы рассматривать всерьез и давать под него деньги.
Вернемся к рознице и кредитованию МСБ. Чем еще они похожи? – Общими у этих двух секторов являются подходы к продажам. Те же массовые подходы, та же реклама. В отличие от корпоративного бизнеса.
Массовый продукт должен быть высокотехнологичным. Тогда он хорошо продается. – Абсолютно верно! Он не должен быть эксклюзивным. И это объединяет розничные технологии и технологии малого бизнеса. В рознице, например, выпускается пластиковая карта с льготным периодом погашения. Условия все известны заранее и они рекламируются. Так же поступают с программами для малого и среднего бизнеса. Например, предлагается кредитная линия на три года под определенные комиссии и проценты. Этот продукт зафиксирован и он продается. А при работе с большим корпоративным клиентом выстраивается сложная цепочка взаимодействия, основанная на потребностях компании.
Получается, что работа с крупным клиентом, это «от-кутюр» финансового бизнеса, а со средними и малыми предприятиями – «прет-а-порте»… – Полностью с вами согласен. Розница или МСБ – это фабрика, конвейер. А взаимодействие с корпоративными клиентами – это либо бутик, либо мастерская индпошива, где все изделия подгоняются «по фигуре».
А чем все-таки отличается кредитование МСБ от розницы? – В рознице мы оцениваем человека, его доход. Мы даем кредит клиенту, который имеет либо зарплату, либо недвижимость, либо движимость, либо поручителей. Бывает, что клиент не имеет ничего, но тогда это сказывается на процентной ставке и мы должны четко определить, что перед нами действительно Иванов Сидор Петрович с таким-то паспортом. И что он никого не обманывает. В МСБ мы должны оценивать бизнес: опыт предпринимателя и его заказы, возможности, которые будут реализованы в ближайшее время. Это основное отличие малого и среднего бизнеса от розницы.
Еще одно отличие МСБ от розничного кредитования – с предпринимателями можно обсуждать их намерения. Часто в процессе общения выясняется, что бизнесмену нужен другой кредитный продукт, не тот, за которым он пришел в банк. Например, кредитная линия вместо единовременного кредита. То есть выстраивается положительная обратная связь с клиентом.
Как банки взаимодействуют с государственными органами поддержки малого бизнеса? Что дает такое сотрудничество банкам и самому бизнесу? – Мы сотрудничаем с органами власти субъектов федерации на различных уровнях. Местные администрации, как правило, заинтересованы в поддержке малого бизнеса, Например, в Коми с 2006 года действует программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства и потребительской кооперации». За последние два года было произведено субсидирование процентов по кредитам на общую сумму 490 млн рублей. Многие заемщики Сыктывкарского филиала МБРР воспользовались данной поддержкой.
Такое взаимодействие с государством выгодно как банкам, так и самому бизнесу. Тем не менее законодательная база, необходимая для запуска механизма рефинансирования кредитов МСБ пока только формируется. В некоторых регионах создаются Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, под поручительство которых отдельные банки кредитуют МСБ. Но таких фондов недостаточно.
Кроме того, существует ряд трудностей, связанных с анализом емкости данного рынка, поскольку пока нет единого классификатора МСБ. Поэтому те предприятия, которые ВТБ или Сбербанк считают малыми и средними, более мелкие банки классифицируют как средние или даже крупные.
Какое будущее у кредитования российского малого и среднего бизнеса? – Даже в развитых странах, таких, как Швеция или Австрия, многим банкам удается за короткое время удвоить портфель кредитов МСБ. Для России возможности роста еще больше, поскольку только 10–12% малых предприятий имеют доступ к банковским кредитам.
Как показывает опыт нашего банка и ряда других кредитных организаций, кредитование малого бизнеса представляет собой сочетание высокой доходности и низких рисков. Одновременно с кредитными портфелями будет расширяться и перечень услуг, предоставляемых малому и среднему бизнесу. Помимо кредитных и расчетно-кассовых услуг малые предприятия являются реципиентами лизинговых и факторинговых программ банков.
С ростом конкуренции в данном сегменте банки вынуждены снижать ставки, увеличивать сроки кредитования, упрощать процедуры получения ссуды. Кроме того, мы ожидаем появления новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. По нашему мнению, в ближайшее время сохранятся текущие тенденции развития кредитования МСБ. Спрос в настоящее время значительно превышает предложение, и будет только расти.
Рубрики