Рубрики
Статьи

«Viberi» Дешевле будет

«Viberi» Дешевле будет
«Viberi» Дешевле будетНаиболее популярны среди угонщиков ВАЗ 21099, Toyota Camry и Avensis, BMW X5. По данным страховщиков, обороты рынка угнанных машин достигают $50–100 млн в год. Как считает замгендиректора по экономической безопасности группы «Межрегион­гарант» Сергей Лялин, от 10% до 30% всех выплат по каско приходится на выплаты за угоны. По его словам, последний год компаниям удается сдерживать рост уровня убыточности – они начали объединяться и привлекать к активной работе сотрудников ГУВД.
Угнать, чтобы вернуть. Профессиональный угонщик Алексей и его подельники работают по такой схеме. Один считывает сканером код сигнализации и снимает механическую защиту, второй – заводит машину, третий – везет ее за МКАД в специальный гараж, который числится за четвертым человеком. После машиной распоряжается пятый человек, который вполне мог закончить Академию управления МВД России или даже работать в органах внутренних дел, а теперь, сохранив прежние связи, занимается сбытом машин и общением с заказчиками. Основные каналы сбыта ведут за границу: через Ростов и Краснодар в неспокойные южные российские республики и в Азербайджан или через Красноярск, Барнаул или Оренбург в Казахстан. Угнанную не по заказу машину нередко пробуют вернуть – звонят владельцу или страховщику с предложением рассказать, где находится автомобиль, за 30% от его стоимости.
По информации Всероссийского союза страховщиков, сегодня раскрывается всего около 5% всех угонов. Это следствие многих факторов. Во-первых, сотрудники правоохранительных органов за мзду готовы не замечать угонщиков. Во-вторых, между двумя структурами МВД, занимающимися вопросами угонов, – ГИБДД и ГУВД – установились довольно сложные отношения. Первые ищут объявленные в розыск машины, а вторые – самих угонщиков. При этом каждая структура ведет свою собственную базу данных и с коллегами не делится. Кроме того, единая база данных отсутствует даже на региональном уровне, поэтому достаточно выехать в соседний регион (например, из Москвы в Мытищи), и машину там никто уже искать не будет. В-третьих, санкции для угонщиков сегодня крайне мягкие. В Уголовном кодексе есть два понятия – «хищение» и «угон без цели хищения». При таких формулировках доказать, что человек хотел украсть машину, а не просто взять покататься, очень сложно.
Старые связи. «Закон запрещает ГИБДД предоставлять нам информацию о владельцах машин. С одной стороны, все эти базы, слегка устаревшие, можно купить на Митинском рынке. С другой – многое приходится решать на уровне личных связей», – отмечает начальник службы безопасности «Стандарт-резерва» Владимир Погодин. Личные связи сотрудников отделов с неприметными названиями, вроде департамента по содействию бизнесу или расследованию особых страховых случаев, помогают. Ведь страховщикам без МВД не обойтись – именно милиционеры должны приезжать на место происшествия и заводить уголовные дела. Компании готовы пойти на многое, чтобы завоевать расположение милиции. Например, как рассказала начальник отдела расследования страховых случаев «Ресо-гарантии» Ирина Серебрякова, ее сотрудники зачастую вместо представителей угрозыска ищут доказательства преступления, способствуя продвижению следствия.
Такое усердие проявляется в первую очередь в отношении самых дорогих машин. Оно и понятно – дешевле найти машину, чем выплачивать возмещение. А если выплаты уже сделаны, найденную машину страховщик может продать с выгодой для себя.