«Viberi» Деньги на дороги возьмут из бензина
«Viberi» Деньги на дороги возьмут из бензинаДеньги на дороги возьмут из бензина Анна Игнатьева 15.04.2009 19:15В Госдуме зреет идея включить транспортный налог в стоимость автомобильного топлива. Цены на АЗС незначительно вырастут, зато финансирование дорожного строительства станет более справедливым. Зачинщиком выступает депутат-единоросс из Волгоградской области Владимир Ефимов. Он предлагает заменить транспортный налог топливным акцизом. А нынешнюю оплату по факту письма из налоговой инспекции — отменить. По словам депутата, в его родном регионе за 2008 год собираемость налогов составила 80%. Добавив в стоимость автомобильного топлива новый сбор, депутат намерен получить стопроцентную собираемость. Логика понятна: владелец авто будет оплачивать дорожное строительство при каждом посещении заправки. Решается еще одна проблема существующей схемы: сейчас регионы, в которых велик процент транспорта с транзитными номерами или через территорию которых следуют автотранспортные потоки, тратят деньги на содержание дорог, ничего не получая взамен.Чаще едешь – больше платишь. У водителей появится стимул использовать современные автомобили, рассуждает председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов: «Будет выгодно, если автомобиль сжигает меньше бензина. Например, «Камаз» тратит 50 литров на 100 км. Но мощность двигателя не велика, он еле плетется, загрязняя при этом окружающую среду и разрушая дорожное покрытие намного сильнее, чем это делают современные машины. Последние быстрее, безопаснее. Но у них 400 лошадиных сил под капотом, соответственно, транспортный налог существенно выше». Другой положительный момент – появится стимул к обновлению автопарка.Аналитик «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров называет идею правильной. Пока транспортный налог платится владельцем авто раз в год по месту регистрации машины. Его величина зависит от возраста и мощности автомобиля, а также регионального коэффициента. Скажем, за четырехлетнюю «легковушку» с двигателем в 200 лошадиных сил за 2008 год москвичу придется заплатить 6 тыс. рублей, а жителю Иркутской области – 8 тыс. рублей. Средства перечисляются в муниципальные бюджеты, а оттуда распределяются на ремонт дорог. Более справедливым Дмитрий Александров считает систему, при которой кто больше ездит, тот и больше платит. «В таком виде налог будет выглядеть логичнее, — считает эксперт. – А его выплаты будут прямо пропорциональны нагрузке, которую получает окружающая среда и дорожное покрытие».Проблемы перевода. Минфин инициативу не оценил. Сотрудники ведомства указывают, что новация приведет к усложнению процедуры администрирования и, по сути, к двойному налогообложению: «Согласно положениям ст. 38 Налогового кодекса (НК) каждый налог должен иметь самостоятельный объект обложения. Поэтому предлагаемое изменение не может быть поддержано».С чиновниками согласен аналитик «Алемара» Василий Конузин: «На мой взгляд, вероятность принятия такого закона не очень велика из-за его непрозрачности». Во-первых, сейчас налог взимается с имущества. В том виде, в котором его предлагают принять депутаты, он скорее трансформируется в экологический налог, выплату которого НК не предусматривает. Во-вторых, возникает вопрос, как привести кубические сантиметры и лошадиные силы к общему знаменателю? И вывести из него фиксированную ставку, которая будет прибавлять к каждому литру бензина. «Наконец, принятие законопроекта стимулирует снижение потребления топлива и, как следствие, уменьшит доходы нефтяников и налоговые поступления в бюджет, — скептичен Василий Конузин. — А кому это выгодно?»Авторы преобразований уверяют, что серьезной разницы в цене бензина автомобилисты заметить не должны. Но есть опасность, что розница начнет спекулировать этим налогом и под шумок дополнительно поднимать стоимость автомобильного топлива. «По моим примерным оценкам топливо подорожает в среднем на 5% без учета дополнительной нагрузки со стороны нефтяных компаний (еще порядка 5-10%)», — подсчитал Дмитрий Александров.Головная боль АЗС. В столичной практике нечто подобное нынешней инициативе уже применялось во второй половине 90-х годов, вспоминает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Тогда департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы инициировал сбор экологических платежей через городские АЗС. Их должен был делать каждый автолюбитель при покупке топлива: с литра АИ-98 — 1 копейка, АИ-95 — 2 копейки, АИ-92 -3 копейки, АИ-80 — 4 копейки, ДТ — 5 копеек. Новация сопровождалась постоянными ценовыми потрясениями на топливном рынке. Владельцы АЗС всячески противились этому новшеству, судились. В результате экологический сбор был отменен.«В предлагаемой Владимиром Ефимовым схеме предусматривается, что сборщиками транспортного налога будут владельцы АЗС, — рассуждает Григорий Сергиенко. — После сбора средств совместно с оплатой проданного топлива они будут вычленять транспортный налог из полученного дохода, и перечислять его по назначению. Спрашивается, зачем им нужна эта головная боль? Они будут иметь с этого ничего, кроме лишних хлопот в результате налоговых проверок по правильности сбора и уплаты этого налога. Налоги должна собирать налоговая служба, поскольку это ее функция. Смысла нет перекладывать ее на владельцев АЗС, создавая этим дополнительные проблемы субъектам топливного рынка».Теги: бензин | топливо | АЗС | экология | транспортный налог
Рубрики