Рубрики
Статьи

«Viberi» Деньги на дороги возьмут из бензина

«Viberi» Деньги на дороги возьмут из бензина
«Viberi» Деньги на дороги возьмут из бензинаДеньги на дороги возьмут из бензина Анна Игнатьева 15.04.2009 19:15В Госдуме зреет идея включить транспортный налог в стоимость автомобильного топлива. Цены на АЗС незначительно вырастут, зато финансирование дорожного строительства станет более справедливым. Зачинщиком выступает депутат-единоросс из Волгоградской области Владимир Ефимов. Он предлагает заменить транспортный налог топливным акцизом. А нынешнюю оплату по факту письма из налоговой инспекции — отменить. По словам депутата, в его родном регионе за 2008 год собираемость налогов составила 80%. Добавив в стоимость автомобильного топлива новый сбор, депутат намерен получить стопроцентную собираемость. Логика понятна: владелец авто будет оплачивать дорожное строительство при каждом посещении заправки. Решается еще одна проблема существующей схемы: сейчас регионы, в которых велик процент транспорта с транзитными номерами или через территорию которых следуют автотранспортные потоки, тратят деньги на содержание дорог, ничего не получая взамен.Чаще едешь – больше платишь. У водителей появится стимул использовать современные автомобили, рассуждает председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов: «Будет выгодно, если автомобиль сжигает меньше бензина. Например, «Камаз» тратит 50 литров на 100 км. Но мощность двигателя не велика, он еле плетется, загрязняя при этом окружающую среду и разрушая дорожное покрытие намного сильнее, чем это делают современные машины. Последние быстрее, безопаснее. Но у них 400 лошадиных сил под капотом, соответственно, транспортный налог существенно выше». Другой положительный момент – появится стимул к обновлению автопарка.Аналитик «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров называет идею правильной. Пока транспортный налог платится владельцем авто раз в год по месту регистрации машины. Его величина зависит от возраста и мощности автомобиля, а также регионального коэффициента. Скажем, за четырехлетнюю «легковушку» с двигателем в 200 лошадиных сил за 2008 год москвичу придется заплатить 6 тыс. рублей, а жителю Иркутской области – 8 тыс. рублей. Средства перечисляются в муниципальные бюджеты, а оттуда распределяются на ремонт дорог. Более справедливым Дмитрий Александров считает систему, при которой кто больше ездит, тот и больше платит. «В таком виде налог будет выглядеть логичнее, — считает эксперт. – А его выплаты будут прямо пропорциональны нагрузке, которую получает окружающая среда и дорожное покрытие».Проблемы перевода. Минфин инициативу не оценил. Сотрудники ведомства указывают, что новация приведет к усложнению процедуры администрирования и, по сути, к двойному налогообложению: «Согласно положениям ст. 38 Налогового кодекса (НК) каждый налог должен иметь самостоятельный объект обложения. Поэтому предлагаемое изменение не может быть поддержано».С чиновниками согласен аналитик «Алемара» Василий Конузин: «На мой взгляд, вероятность принятия такого закона не очень велика из-за его непрозрачности». Во-первых, сейчас налог взимается с имущества. В том виде, в котором его предлагают принять депутаты, он скорее трансформируется в экологический налог, выплату которого НК не предусматривает. Во-вторых, возникает вопрос, как привести кубические сантиметры и лошадиные силы к общему знаменателю? И вывести из него фиксированную ставку, которая будет прибавлять к каждому литру бензина. «Наконец, принятие законопроекта стимулирует снижение потребления топлива и, как следствие, уменьшит доходы нефтяников и налоговые поступления в бюджет, — скептичен Василий Конузин. — А кому это выгодно?»Авторы преобразований уверяют, что серьезной разницы в цене бензина автомобилисты заметить не должны. Но есть опасность, что розница начнет спекулировать этим налогом и под шумок дополнительно поднимать стоимость автомобильного топлива. «По моим примерным оценкам топливо подорожает в среднем на 5% без учета дополнительной нагрузки со стороны нефтяных компаний (еще порядка 5-10%)», — подсчитал Дмитрий Александров.Головная боль АЗС. В столичной практике нечто подобное нынешней инициативе уже применялось во второй половине 90-х годов, вспоминает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Тогда департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы инициировал сбор экологических платежей через городские АЗС. Их должен был делать каждый автолюбитель при покупке топлива: с литра АИ-98 — 1 копейка, АИ-95 — 2 копейки, АИ-92 -3 копейки, АИ-80 — 4 копейки, ДТ — 5 копеек. Новация сопровождалась постоянными ценовыми потрясениями на топливном рынке. Владельцы АЗС всячески противились этому новшеству, судились. В результате экологический сбор был отменен.«В предлагаемой Владимиром Ефимовым схеме предусматривается, что сборщиками транспортного налога будут владельцы АЗС, — рассуждает Григорий Сергиенко. — После сбора средств совместно с оплатой проданного топлива они будут вычленять транспортный налог из полученного дохода, и перечислять его по назначению. Спрашивается, зачем им нужна эта головная боль? Они будут иметь с этого ничего, кроме лишних хлопот в результате налоговых проверок по правильности сбора и уплаты этого налога. Налоги должна собирать налоговая служба, поскольку это ее функция. Смысла нет перекладывать ее на владельцев АЗС, создавая этим дополнительные проблемы субъектам топливного рынка».Теги: бензин | топливо | АЗС | экология | транспортный налог