Рубрики
Статьи

«Viberi» Далеко не уехал

«Viberi» Далеко не уехал
«Viberi» Далеко не уехалВ Российский авторынок так и не стал крупнейшим в Европе, хотя и претендовал на это место весь 2008 год. И если на европейских рынках наметилось замедление темпов падения, то в России снижение продолжается. В апреле, по данным European Business Association (AEB), было продано на 53% меньше пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта, чем год назад – 135,7 тыс. штук. Устойчивая отрицательная динамика держится с января, что дало АЕB основание понизить ранее сделанный уже В«кризисныйВ» прогноз продаж новых пассажирских автомобилей на 2009 год с 1,9 млн машин до 1,7В млн. По сравнению с 2008 годом, когда было продано 2,8В млн авто, падение составит 39%. В свою очередь, глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что пересмотрел свой декабрьский В«оптимистичныйВ» прогноз снижения объемов рынка на 40%. Реальное падение может составить 60%.Но нельзя судить о состоянии автозаводов только по продажам. В начале года они занимались реализацией продукции, изготовленной ранее. Росстат сообщает, что в I квартале производство легковых автомобилей в России упало на 62,9% (123 тыс. единиц) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, грузовых – на 75,4% (до 16,3 тыс. единиц). Почти все заводы останавливались или были загружены не полностью, начиная с декабря. Простои бумерангом отразились на поставщиках сырья. По подсчетам В«Металл-курьераВ», в январе-феврале 2009 года потребление металла составило чуть более 3% от аналогичного периода предыдущего года (9,2 тыс. тонн против 303 тыс. тонн). В дальнейшем темпы падения сохранялись. Упал спрос на продукцию шинников. ВВ результате, по данным Росстата, в IВ квартале производство автошин снизилось на 44,3% до 4,7В млн штук. О степени влияния кризиса на автомобильную отрасль можно судить по результатам марта. По расчетам агентства В«АвтостатВ», с конвейеров сошло 57,9В тыс. легковых авто, что на 53% меньше, чем годом ранее, но на 23% больше февраля. Аналогичные показатели для грузовиков – 7,6 тыс. штук, -70% иВ +65%, соответственно. В целом за март российский автопром вырос на 28% по всем типам автомобильной техники к предыдущему месяцу. Планы меняются. Работа налаживается? Рано радоваться: потребительский спрос низок несмотря на программу по субсидированию процентных ставок на потребительские автокредиты, а долги компаний велики, и возможностей по их рефинансированию немного. В результате заводы не спешат переходить на полную неделю. В«АвтовазуВ» уже два месяца обещают поддержку в размере 115 млрд рублей. В результате в апреле и мае завод работал на 4-дневной неделе в две смены по 6 часов. Зависимость проста: нет денег для поставщиков комплектующих – конвейер стоит. Деньги могут прийти только к середине июня: в начале лета Владимир Путин потребовал от Минфина срочной отправки средств. Завод Toyota в Санкт-Петербурге приостанавливал конвейер с 1 по 11 мая. А московский В«АвтофрамосВ», выпускающий Renault Logan, с 1 мая работает в две смены вместо трех. Автопроизводители корректируют производственные планы. В«ИжавтоВ» в апреле выпустил последние 300 седанов Kia Spectra и 180 внедорожников Sorento из автокомплектов, которые были закуплены осенью прошлого года. По словам гендиректора В«ИжВ­автоВ» Михаила Добындо, в связи с ростом курса доллара закупать новые комплекты на прежних условиях компания не будет. При наличии спроса, завод может вернуться к производству Lad-2104 и Иж-27175. Mitsubishi и Peugeot-Citroen отложили строительство автозаводов на неопределенный срок. А Ford перенес запуск массового производства Mondeo.Спрос и ныне там. По мнению директора В«АвтостатаВ» Сергея Целикова, продажи новых автомобилей в России вернутся на уровень 2008 года не раньше, чем через 3–5 лет: « текущем году уровень продаж упадет до 1,7–1,8 млн штук, и это близко ко дну. Потому что в течение последних 5 лет активно развивалось автокредитование. В 2008 году в долг было приобретено 1,3 млн автомобилей (45% продаж). А в текущем году рынок автокредитования упадет в 5 разВ». Меры господдержки автопрома не обеспечивают нужного уровня спроса: одни начали работать лишь недавно, другие не дают ожидаемого результата. По признанию президента РЖД Владимира Якунина, объемы почти бесплатной перевозки автомобилей на Дальний Восток очень малы, и компенсацию из госбюджета в 2 млрд рублей некуда девать. До сих пор не подготовлены решения по кредитным линиям от ВЭБа лизинговым компаниям. Но объем финансирования программы в 2009 году уже снижен сВ 43В млрд до 21 млрд рублей. С начала апреля за полтора месяца работы Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк выдали лишь 5,5 тыс. субсидируемых автокредитов. На финансирование ставок по ним, согласно подсчетам В«Ф.В», вВ 2009В году государство потратит порядка 100–120 млн рублей. Очень мало – всего в бюджете на эти цели выделено 2 млрд рублей только на 2009 год. В«Важнейшая поддержка – госзаказы, – считает аналитик В«ТрастаВ» Андрей Петров. – Например, ГАЗ собирается продать за госсчет чуть ли не половину продукции, которую произведет в 2009 годуВ». В конце марта принято решение о выделении регионам 20 млрд рублей субсидий из федерального бюджета на приобретение российских автомобилей. Помощь по стимулированию спроса стали предлагать и региональные власти. Например, правительство Ульяновской области и Россельхозбанк договорились о совместном кредитовании жителей сельской местности на покупку автомобилей УАЗа.В