Рубрики
Статьи

«Viberi» Чего ждать от выборов в Америке

«Viberi» Чего ждать от выборов в Америке
«Viberi» Чего ждать от выборов в АмерикеХотя времени до главного политического события года в США остается совсем немного, предсказать, кто станет победителем, по-прежнему сложно. Зато можно делать предположения о том, чем обернется для мировых рынков и России смена главы Белого дома, если она произойдет.
Неудобный демократ. В России такой поворот событий первым делом озадачит Кремль. В результате прихода к власти Джона Керри могут произойти серьезные сдвиги в тематике российско-американского диалога. И сдвиги будут для Москвы не слишком приятными. «Сам Джон Керри в последнее время избегал высказываний о том, как он будет выстраивать отношения с Россией. Но в свое время за него это сделал генерал Уэсли Кларк, когда он еще был одним из кандидатов на президентский пост от демократов. Он высказался в том духе, что Россия не демократическая страна, она не может рассматриваться как союзник США и Америка будет строить с ней отношения соответствующим образом. Я думаю, что многие в Демократической партии это мнение разделяют, — полагает заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. — Относительно недавно это косвенно подтвердил Стивен Сестанович, один из ведущих американских специалистов по России, который в случае победы Керри может занять высокий пост в новой администрации. Он сказал, что отношение к России существенным образом поменялось после «дела «Юкоса»».
Заместитель директора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин считает, что в случае победы Джона Керри повысится публичность российско-американского диалога. «Американские руководители будут (по крайней мере поначалу) более настойчиво говорить своим российским визави о том, что им не нравится в России, ее политической системе, экономике, в той политике, которая проводится на Кавказе. Но спустя какое-то время возобладает более прагматический подход: будут попытки чего-то добиться в отношениях с Россией. У меня не очень велики ожидания позитивных изменений, которые администрация Керри могла бы привнести в российско-американские отношения», — говорит Дмитрий Тренин.
Виктор Кременюк смотрит на будущее российско-американских отношений после президентских выборов в США без особого оптимизма. «В случае победы Джона Керри на более видное место в российско-американских отношениях выйдут вопросы, связанные с правами человека, Чечней, положением независимых СМИ, отношениями государства и бизнеса. Конечно, ничего хорошего это российскому руководству не сулит. Если же свой пост сохранит Джордж Буш, то останется нынешняя повестка дня — Ирак, Грузия, то есть вопросы более прагматического характера. Но я не исключаю, что и вопросы, связанные с правами человека и Чечней, могут стать более важными», — отмечает эксперт.
Бомбы, реформы и нефть. Программа Демократической партии США (Democratic National Platform) называется «Сильный дома, уважаемый в мире» (Strong at Home, Respected in the World). Ее текст анализирует главный редактор агентства Washington ProFile Александр Григорьев: «В тексте Россия упоминается три раза. Во-первых, в разделе, посвященном оружию массового уничтожения. По данным документа, Россия ныне обладает 20 тыс. ядерных зарядов и сырьем, достаточным для производства еще 50 тыс. зарядов. Для того чтобы обезопасить эти материалы при нынешних темпах, требуется 13 лет, демократы предполагают сделать это за четыре года. Во-вторых, говоря о будущем американской внешней политики в различных регионах мира, утверждается, что для безопасности США важна поддержка исторических изменений, происходящих в России. В-третьих, в разделе, посвященном энергетике, говорится, что США заинтересованы в расширении поставок энергоносителей из стран, не входящих в ОПЕК, в частности из России. То есть программа Джона Керри указывает на те же пункты, на которых основывались российско-американские отношения на протяжении последнего десятилетия».
Александр Григорьев считает, что в случае победы Джона Керри возможно лишь одно серьезное изменение — США будут значительно более внимательно, чем сейчас, следить за соблюдением прав человека и гражданских свобод в России.
Изменения в отношениях назрели. Даже если нынешний американский президент останется на своем посту, это вовсе не будет гарантией безоблачной погоды в отношениях России с Америкой. Другое дело, что за четыре года в Москве успели неплохо узнать, что за человек Джордж Буш. Его переизбрание сделает развитие диалога с Вашингтоном более предсказуемым по крайней мере на ближайшее время.
Старший научный сотрудник исследовательской организации «Совет по международным отношениям» Питер Кенен (также профессор экономики в Принстонском университете) считает, что, по сути, США до сих пор не имели какой-то официальной экономической политики по отношению к России. «Все было оставлено «на откуп» частному бизнесу и базировалось на персональных контактах. Однако, особенно в связи с «делом «Юкоса»» и настроениями неопределенности, которые ныне превалируют в российской экономике, любой из кандидатов, став президентом США, должен будет приложить усилия для создания более безопасной и предсказуемой деловой атмосферы в России. Энергетическая политика США по отношению к России станет более активной, так как все заинтересованы в уменьшении зависимости США от поставок ближневосточной нефти и поисках новых поставщиков», — считает Питер Кенен.
«Российско-американские отношения за первый президентский срок Джорджа Буша стабилизировались на довольно узкой основе, — отмечает Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги. — Эту основу составляют сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и некоторые другие вопросы, такие как нераспространение ядерного оружия, сотрудничество в некоторых регионах по периметру российской территории, а также сотрудничество в области энергетики. Впрочем, и энергетический диалог идет вяло. О нем очень много говорилось в 2001-2002 годах. В 2003 году стало ясно, что стороны имели в виду разные вещи. Американцы рассматривали возможность покупки крупной российской компании и выход своего капитала на российский энергетический рынок «изнутри». Россия имела в виду проекты по снабжению Соединенных Штатов своей нефтью. К тому же «дело «Юкоса»» погасило жгучий интерес американцев к российской энергетике».
Кто лучше для бизнеса. На мировых фондовых рынках выборов ждут с некоторой опаской. То, что ни один из кандидатов не является явным фаворитом, порождает неопределенность, которую так ненавидят инвесторы. Ряд наблюдателей полагают, что, если бы не выборы, акции могли сейчас стоить дороже. Однако не секрет, что для Уолл-стрита в целом более предпочтительно переизбрание Джорджа Буша. Краеугольный камень его экономической доктрины — многомиллиардный план снижения налогового бремени, от которого выигрывают прежде всего состоятельные американцы. Джон Керри, разумеется, не упустил возможности раскритиковать своего соперника за «несправедливость». Сенатор утверждает, что, если он станет президентом, снижение налогового бремени затронет 98% американцев, причем в число счастливчиков не войдут те, кто зарабатывает более $200 тыс. в год. Кроме того, демократ обещает прикрыть все налоговые схемы-лазейки, которыми, как нетрудно предположить, активнее всего пользуются крупные корпорации и богатые американцы.
Все это, однако, не означает, что победа Джона Керри сможет всерьез подкосить фондовые рынки. Общий эффект от волеизъявления американцев, какими бы ни оказались его результаты, будет скорее всего кратковременным. Многие аналитики считают, что переизбрание Джорджа Буша будет с одобрением встречено на рынке акций, в то время как от победы его соперника акции скорее пострадают, зато выиграют облигации.
Специальные акции. Несколько более чувствительными к «фактору выборов» могут оказаться акции компаний в некоторых секторах, которые так или иначе затрагиваются в предвыборных программах кандидатов. Например, для компаний, участвующих в федеральной программе Medicare (она разработана для обеспечения медицинского страхования пожилых людей и инвалидов), приход к власти Джона Керри стал бы неприятной новостью. В фокусе предвыборных баталий оказалась проблема возмещения фармацевтическим компаниям стоимости рецептурных лекарств в рамках Medicare. Республиканцы настаивают, что компенсации должны выплачивать частные страховые компании, которые в свою очередь будут получать субсидии от государства и договариваться с фармацевтическими компаниями о ценах на лекарства. Демократы считают, что выплаты компенсаций и переговоры с фармацевтами должны осуществляться непосредственно программой Medicare (проще говоря, самим правительством). Само собой, частным страховщикам не хочется упускать такой лакомый кусок рынка. Производителям лекарств республиканские позиции также ближе: они опасаются, что демократы, придя к власти, установят строгий контроль над ценами на лекарства, чтобы снизить бюджетные расходы. Более того, Джон Керри обещает добиваться упрощенного доступа на американский рынок более дешевых препаратов из Канады и Европы.
Смена главы Белого дома может быть выгодна крупнейшим ипотечным компаниям США — Fannie Mae и Freddie Mac. В свое время они создавались в рамках федеральной ипотечной программы, и большинство инвесторов считают, что государство в случае чего поможет этим компаниям. В последние годы Fannie и Freddie вызывали сильное недовольство Вашингтона: к отчетности обеих у регуляторов были претензии. В стане республиканцев нередко звучала мысль об отказе ипотечным гигантам в каком-либо государственном покровительстве. Этот политический риск висит на бумагах Fannie и Freddie тяжелым грузом. Демократы же не видят в негласной господдержке этих компаний большого греха и скорее склонны оставить все как есть.
Акции компаний оборонной промышленности могут вырасти благодаря победе нынешнего президента, хотя поддержка в данном случае будет также скорее психологической. Расходы на оборону и обеспечение безопасности при Джордже Буше значительно выросли, однако не факт, что его соперник в случае прихода к власти сможет их существенно сократить. Эмоциональный подъем могут испытать и акции компаний, работающих в области альтернативной энергетики, но только в случае победы Джона Керри. Хорошо известна приверженность кандидата от демократов идее более широкого использования альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий. Следует, правда, учитывать, что никакой исход президентской гонки сам по себе не сделает вложения в подобные акции менее рискованными.
Слабый сильный доллар. Джордж Буш и его администрация никогда не отрекались от своей приверженности «сильному и стабильному» доллару. И никогда не предпринимали никаких практических шагов для того, чтобы эту силу и стабильность обеспечить. Евро, например, за время правления Джорджа Буша подорожал по отношению к американской валюте на треть.
«Считается, что Буш лоббирует интересы определенной группы бизнесменов, в первую очередь промышленников, занимающихся экспортом, которым выгоден более слабый доллар. Именно поэтому мы и наблюдаем снижение котировок американской валюты, несмотря на официальные заявления чиновников о продолжении политики «сильного доллара», — полагает начальник аналитического отдела компании «Форекс Клуб» Алексей Трифонов. — Учитывая этот тезис, а также некоторые другие предположения, мне кажется, что переизбрание Джорджа Буша на второй срок вряд ли можно считать положительным для доллара фактором. Что касается кандидатуры Джона Керри, то его влияние на положение доллара пока сложно оценить. Америка пока не смогла решить свои основные проблемы: внешнеторговый и бюджетный дефициты. Их решению благоприятствует более низкий курс национальной валюты. Поэтому вполне вероятно, что и Керри не будет стремиться к явному укреплению доллара».
Финансовый аналитик компании Teletrade Петр Пушкарев считает, что, если ситуация будет складываться по-прежнему в пользу Джорджа Буша, ожидать особых изменений на валютном рынке не следует. «А вот если вмешается иракский фактор, если ситуация обострится, а я бы не исключал, скажем, роста террористической активности перед выборами, тогда и Буш может проиграть и ситуация политической нестабильности явно не пойдет на пользу доллару. Впрочем, если ничего такого не произойдет, то влияние самих выборов на рынки будет очень ограниченным. Четыре года назад инвесторам было безразлично, кто победит — Гор или Буш. Да и сейчас, в преддверии выборов, макроэкономические отчеты и процентные ставки интересуют их куда больше».
Ирак преткновения. Кто бы ни был новым президентом, основная проблема, стоящая перед ним, — это Ирак. Джон Керри не совершал ошибок Джорджа Буша в этой сфере, но и рецепта по выходу из кризиса он не предлагает.
Старший научный сотрудник американского Центра оборонной информации (Center for Defense Information) Джон Ньюхауз думает, что для разрешения иракского кризиса кандидатура Джона Керри предпочтительнее: «Керри сможет донести до европейцев, что дважды за последнее столетие США приходили на помощь Европе. И может быть, сейчас настал момент, чтобы старая Европа пришла на помощь Новому Свету. Конечно, то же самое может заявить и Буш, однако сегодняшняя американская политика неразумна и очень опасна. Она слишком непопулярна в мире, особенно среди наших союзников».
А Джеймс Карафано, старший научный сотрудник фонда «Наследие» (The Heritage Foundation), считает, что в иракском вопросе от личности президента теперь мало что зависит: «В Ираке мы должны сделать три фундаментальные вещи. Во-первых, предотвратить гуманитарный кризис. Во-вторых, создать легитимное правительство. В-третьих, использовать иракские войска и силы безопасности для наведения порядка. После решения этих вопросов Ирак сам сможет заняться своей реконструкцией. Идея создания государства извне является мифом. Так что если посмотреть на то, что мы делаем сейчас в Ираке, то на этот момент мы получаем столько международной помощи, сколько бы получили в любом случае — стал бы Керри президентом или нет. Действия президента США здесь играют относительно небольшую роль».
Иcпользована информация Washington ProFile