Центр Москвы во власти демонов
Центр Москвы во власти демоновНа Тверской творилось безумство. Она полыхала, охваченная неистовым танцем огня и фейерверка. Пламя кружилось и бесновалось, и вспарывало посеревшее вечернее небо. Привычные потоки машин таинственным образом отступили, словно их отпугнул бой барабанов — оглушительный и гипнотизирующий. По площади рассыпались черти. У них росли рога; они поливали публику огнем, вызывая приступы жутковатого восторга; они возникали из ниоткуда и увлекали за собой, превращая разношерстную толпу в игриво развевающийся послушный хвост. На Тверской царствовали «Комедианты». Легендарный испанский театр привез в Москву «Демонов» — огненное, языческое шоу, с которого начался остросюжетный двухмесячный сериал под названием V Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова.
Не успевшая отдышаться от захватывающего спринта «Золотой маски» Москва вновь погрузилась в водоворот театральной лихорадки. Негласным девизом Чеховского фестиваля, который проходит в столице с 17 мая по 12 июля, вполне можно сделать фразу «Успей везде — если сможешь», ведь спектаклей, преподнесенных на блюде московским театральным гурманам, не просто много, а очень много. Наиболее заметной частью фестиваля станут показы «Мировой серии»: утонченная трагедийность японского театра «Кабуки», разыгрывающего «Убийство влюбленных в Сонэдзаки», российско-британская постановка «Двенадцатой ночи» Шекспира — спектакля именитого лондонского режиссера Деклана Доннеллана. А шаловливое соло на кастрюлях-ложках-поварешках от корейских «ПМС продакшнз» и компании «Бродвей — Азия», а булгаковский «Мастер…» в интерпретации немецкого театра «Фольксбюне»?.. В разделе «Экспериментальные и молодежные постановки» шокировать новаторским подходом и удивлять режиссерскими находками будет германский Передвижной театр «Коробка» (Государственный драматический театр Штутгарта). Впрочем, любопытство вызывает и современный восточный танец: японские хореографы Рейко Ното и Икуйо Куродо заняты поиском нового пластического языка.
Программа фестиваля столь обширна, что одно ее перечисление может занять целый номер журнала Выбери.by. Не рискуя испытывать терпение читателей, скажем только, что наибольшее любопытство вызывает премьера программы «Кони ветра» единственного в своем роде конного театра из Франции «Зингаро», которая с 23 мая по 12 июня будет проходить на территории музея-заповедника «Коломенское».
Глава театра, его режиссер и вдохновитель Бартабас — личность довольно колоритная. В 19 лет он бросил учебу и, прельстившись жизнью бродячего артиста, основал собственную странствующую труппу под названием «Театр ампорте» («Унесенный театр»). Клоуны, вольтижеры (джигиты по-французски), комедия масок… Потом Бартабас организовал бродячий цирк «Аллигре», где кони, гуси и крысы показывали такие чудеса дрессировки, что казались зрителям существами почти разумными. А в 1984 году ему в голову пришла идея создать театр кентавров — шоу, в котором смешиваются кони, люди… Они действительно сливаются в единое целое и даже живут одним табором, который с 1989 года обосновался в парижском пригороде Обервилье. «Конное кабаре», «Конная опера» — так определяет сам автор жанр своих первых постановок. Теперь театр «Зингаро», названный так по кличке любимого скакуна Бартабаса, желанный гость крупнейших мировых фестивалей.
Но вернемся на пылающую Тверскую, которую мы покинули в недобрый час: нечистая сила почувствовала себя привольно… Черти вели себя вызывающе. Они подкрадывались незаметно и вдруг вспыхивали холодным огнем фейерверков прямо перед носом у зрителя. Черти издавали гортанные звуки или напрыгивали на зазевавшихся, свистели и исполняли ритуальные танцы. Вакхическое буйство достигло апогея, когда, полыхая пламенем, на площади появился дракон. Это казалось уже почти колдовством. Но нет, дракон был вполне реальным, и с этим пришлось считаться, когда огнедышащее чудовище, нимало не смущаясь внушительных габаритов, принялось с легкостью двигаться в такт вводящих в состояние транса ударных.
«Комедианты» обещали хотя бы на один вечер встряхнуть Москву, и им это удалось. Они хохочут и пляшут, и беснуются от души, врезаясь, ввинчиваясь, врываясь в толпу. История театра так же ярка и вызывающа, как и само действо. Группа «Комедианты», ориентированная на сохранение и развитие каталонской культуры, образовалась в эпоху диктатуры Франко. Каталонский язык и обычаи, равно как и малейший намек на народные гуляния, находились под строжайшим запретом. «Комедианты» не побоялись оказаться вне закона и давали свои неистовые уличные представления, за которые их арестовывали и приводили в полицию. Выстоять «Комедиантам» помогло то, что до 1989 года они жили единой семьей и создавали спектакли сообща, всем миром. Теперь положение дел коренным образом изменилось. Некогда опальные, «Комедианты» стали любимцами публики, чье выступление всегда шумный праздник, который сродни балагану, в то же время подкупает своей искренностью и полнокровной жизненностью…
Чеховский фестиваль открыт. Подобно немногим прочим, он обещает быть поистине интересным и захватывающим, обладающим смысловым единством и внутренней драматургией: начавшись с «Демонов» на Тверской, он закончится «Падшим ангелом» на Театральной — красочным спектаклем итальянской «Студио Фести», созданным специально для Чеховского фестиваля. И снова будет море огня, и снова небо разольется золотым дождем, и снова духи добра и зла вовлекут москвичей в свою нескончаемую борьбу.
Рубрики