Рубрики
Статьи

«Viberi» Бум хранения

«Viberi» Бум хранения
«Viberi» Бум храненияВ России аутсорсинг IT-процессов приживается с большим отставанием от Европы и США. И неудивительно: бизнес не так давно «обелился», причем кое-где остались «серые» места. Но в целом в своем становлении IT-аутсорсинг проходит те же этапы. «В порядке возрастания сложности оказания услуг и, соответственно, оплаты его схематично можно разбить на три части, – говорит Александр Любинский, заместитель генерального директора по маркетингу компании ISG. – На нижнем уровне идет оперативная поддержка IT-пользователей заказчика (услуга help-desk), затем следует поддержка IT?инфраструктуры (серверное оборудование, сети), и, наконец, аутсорсинг бизнес-приложений (системы автоматизации деятельности предприятий)». В такой классификации российские предприятия все более активно используют услуги первого и второго уровней. «Но постепенно фокус услуг будет смещаться от аутсорсинга поддержки технического парка к бизнес-приложениям», – считает Алена Кошкина, директор департамента решений SAP компании GMCS.
Что касается отраслевой специфики, то здесь предприятия отличаются друг от друга той ролью, которую играет IT в их функционировании. «Например, в промышленных отраслях соотношение затрат на IT к основному бюджету предприятия или его общей стоимости будет значительно отличаться от аналогичных показателей в телекоммуникационном сегменте, – размышляет Сергей Рассказов, директор департамента аутсорсинга и технической поддержки НР в России. – Соответственно, разным будет механизм принятия решения о ключевой компетенции, а также подходы и глубина предоставления услуг».
Дефицит-катализатор. Особенно востребован аутсорсинг IT-персонала. Здесь катализатором является возрастающий на рынке труда дефицит квалифицированных специалистов. «Постоянный рост стоимости человеческих ресурсов не позволяет тем же банкам, как в былые времена, просто нанять десяток-другой профессионалов для реализации проекта, – рассказывает руководитель департамента техподдержки и аутсорсинга компании «Айти» Вячеслав Ермолов. – Один из рисков, связанных с таким увеличением штата, заключается в превращении переменных расходов в постоянные, когда нанятый на период «пиковых» нагрузок персонал впоследствии не сокращается».
Популярной услугой остается сопровождение приложений, обеспечивающих учет внутренних ресурсов, а также взаимодействие организаций с государством (налоговыми структурами, пенсионным фондом, другими социальными службами). «Особенно это актуально для владельцев SMB-организаций, сосредоточенных на снижении себестоимости своих продуктов и услуг, в том числе за счет сокращения штата IT-грамотных специалистов», – размышляет коммерческий директор Stack Group Петр Киреев.
«Мест нет». Отдельное большое направление – аутсорсинг телеком-сервисов. Так, все чаще отдаются под контроль специализированного оператора услуги по созданию и эксплуатации корпоративных виртуальных частных сетей (VPN), объединяющих территориально удаленные офисы при помощи единой телекоммуникационной системы. «Это связано с требованиями по наличию ряда специальных компетенций, присущих операторам связи», – говорит советник генерального директора компании «Синтерра» по новым технологиям Дмитрий Гуркин.
Основные факторы роста телеком-аутсорсинга – активное региональное развитие крупного бизнеса и реализация таких программ, как «Электронная Россия» или нацпроект «Образование». Вкупе с ростом экономической активности регионов это стимулирует развитие не только выделенных сетей национального масштаба. «Рост бизнеса и реализация госпрограмм приводят к значительному увеличению объемов данных, циркулирующих в корпоративных сетях, – рассказывает Дмитрий Гуркин. – Темпы роста объемов коммерческой информации в России превышают даже европейские – 70–150% в год. В результате развивается другой рынок, ориентированный на аутсорсинг, – центры обработки и хранения данных».
«Спрос на услуги ЦОД настолько высок, что места в них резервируются уже на этапе строительства, – рассказывает Александр Любинский. – Еще до сдачи в эксплуатацию московского data-центра компании ISG на его услуги претендовали сразу 5 заказчиков. За первые шесть месяцев работы ЦОДа все 220 серверных кабинетов со средней вместимостью по 30 серверов были взяты в аренду». Компании пришлось принимать решение о срочном строительстве второго data?центра.
ЭКСПЕРТЫ О ТЕНДЕНЦИЯХ РЫНКА АУТСОРСИНГАПетр Киреев коммерческий директор Stack Group:– В условиях глобального кадрового голода, ужесточения конкуренции и все более ощутимого дефицита энергоресурсов отечественные заказчики постепенно меняют свое отношение к IT-аутсорсингу. Особенно заметным становится увеличение числа проектов и бизнес-задач, к IT-сопровождению которых привлекаются внештатные специалисты. Кроме того, повышается стратегическая и юридическая­ значимости такого сотрудничества. Следует отметить IT?консалтинг, постепенно приобретающий статус самодостаточной услуги, которая может предоставляться как в рамках комплексного проекта, так и вне его.
Дмитрий Гуркин, советник генерального директора компании «Синтерра» по новым технологиям:– Характерно стремление крупных предприятий к передаче на субподряд задач по развитию и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры. Эффективность их бизнеса сильно зависит от качества функционирования транспортной сетевой инфраструктуры. Во многих крупных компаниях уже внедрены ERP и BI-системы, решения для сбора и обработки статистической информации. Аутсорсинг позволяет оптимизировать общие расходы на телекоммуникационную инфраструктуру и снизить риски финансовых потерь из-за ее неэффективной работы.
Вячеслав Ермолов, руководитель департамента техподдержки и аутсорсинга компании «Айти»:– В конце 2005 года я разговаривал с CIO одного из крупнейших российских банков. Речь зашла о возможности аутсорсинга поддержки отдельных элементов IT-инфраструктуры. «В нашем банке слово «аутсорсинг» не употребляется, – говорил он. – У нас одна из лучших IT?служб». Уже в 2007 году с тем же CIO мы обсуждали практические аспекты поддержки целого ряда IT?систем в этом банке. Характерный пример того пути, который прошли российские IT-директора за три года: от расчета только на собственные силы до необходимости выработки стратегии аутсорсинга.
Александр Любинский, заместитель генерального директора по маркетингу компании ISG:– Наибольшую потребность в IT-аутсорсинге проявляют предприятия, оказывающие услуги населению. Массовое открытие новых филиалов диктует необходимость поставки и наладки высокотехнологичного оборудования и программных продуктов, а также дальнейшего обслуживания всего комплекса. Темпы роста таковы, что владельцы бизнеса попросту не успевают, да и не хотят создавать IT-отделы. Им проще обратиться к профессиональному аутсорсеру и сразу предоставить покупателям высокое качество обслуживания с использованием современных средств автоматизации.