Рубрики
Статьи

«Viberi» Брокер для связистов

«Viberi» Брокер для связистов
«Viberi» Брокер для связистовОсобенность   строительства транспортной инфраструктуры, будь это информационный канал или нефтепровод, заключается в том, что она проектируется с прицелом на возрастающий трафик (терабайты или миллионы тонн). Соответственно, в линии связи или «трубе» зачастую есть свободный объем. А в условиях рынка всегда найдется тот, кому понадобятся эти излишки.
По оценке iKS-Consulting, объем московского рынка каналов передачи данных (первичного и вторичного) без учета спутниковой связи составляет $200–300 млн в год. Но сам рынок закрыт с точки зрения информации. Компании, чтобы найти волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) на нужном направлении, приходится обращаться ко всем организациям подряд, расположенным на планируемом пути. И это, конечно, снижает эффективность поиска. А если что-то необходимо найти, то всегда появляется посредник.
С начала июля в интернете работает «Телекомбиржа», предоставляющая услуги по проведению сделок (покупка/продажа/аренда) с вторичными (уже созданными) ВОЛС. Идея, кстати, не новая и давно прижилась в развитых странах. Исполнительный директор «Телекомбиржи» Павел Барсуков рассказал «Выбери!by», что объем вторичного рынка линий передачи данных Москвы и области составляет $50–52 млн в год. За эти деньги компания как раз собирается бороться.
Найти клиента. В течение последних пяти лет в столице действуют около 600 операторов, из них 50 – крупные компании. Оставшиеся 550 зарабатывают на формировании собственных небольших локальных сетей, в том числе с помощью аренды и покупки имеющихся каналов. Продавцами и арендодателями выступают такие же операторы или предприятия, в силу специфики своей деятельности имеющие линии передачи данных, но не использующие их на полную мощность. Именно они и являются потенциальными клиентами биржи.
Примечательно, что несмотря на продолжающуюся консолидацию рынка передачи данных несколькими крупнейшими игроками, небольшие операторы продолжают хорошо себя чувствовать. «Москва и область – активно застраиваемый регион, – поясняет Павел Барсуков. – С появлением новых домохозяйств и бизнес-центров как грибы “вырастают” локальные интернет-провайдеры. Консолидация не мешает сохранению ­числа наших потенциальных клиентов, и, по оценкам аналитиков, подобная динамика развития вторичного рынка ВОЛС сохранится в течение ближайших 10–12 лет».
Упомянутые 550 участников рынка заключают сделки по аренде и покупке-продаже каналов передачи данных на основе обрывочной информации. «Поиск линии, соединяющей адреса А и В, под стать головоломке, тем более что задача зачастую возлагается на сотрудников IT-служб, которым трудно тратить на это свое время и силы», – рассказывает Павел Барсуков. «Появление “Телекомбиржи” в первую очередь представляет ценность с точки зрения создания единого информационного ресурса о наличии каналов передачи данных», – полагает аналитик компании J’son&Partners; Андрей Щека.
Возможно, подобный ресурс будет полезен и крупным операторам. Например, «Транстелеком» изначально создавался как владелец магистральных каналов, но впоследствии стал предоставлять услугу конечного соединения. «Конечно, телекоммуникационные компании и сейчас обеспечивает своим клиентам “последнюю милю” где-то с помощью строительства ВОЛС, где-то арендой, – рассуждает Андрей Щека. – Однако информация о возможной альтернативе, безусловно, повысит эффективность решений и, кроме того, поможет формировать цену арендных сделок с партнерами».
С ним согласен генеральный директор оператора «Синтерра» Виталий Слизень: «Мы строим междугородные магистрали с узлами в городах. В наиболее крупных из них появятся 40 центров обработки данных для размещения контента и предоставления других телекоммуникационных услуг. В самих же городах, реализуя федеральные проекты, мы используем ресурсы региональных операторов-партнеров, выбирая наиболее выгодные предложения. Для этих целей биржа может быть нам интересна».
Присматриваясь к экспансии. Поскольку с дефицитом информации столкнулись не только операторы Москвы и области, то «Телекомбиржа» планирует развиваться сразу двумя способами: выходом в регионы и предоставлением новых услуг.
В отношении региональной экспансии владельцы компании сначала собирались пойти по классическому пути: открыть представительство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, затем – в городах-миллионниках. Но, по словам Павла Барсукова, «Телекомбиржа», возможно, изменит реализацию плана, так как поступают заявки из различных крупных российских городов, по которым нет систематизированной информации об имеющихся на продажу каналах передачи данных.
В ближайшем будущем компания также намерена открыть интернет-биржу ресурсов центров обработки данных. «Их мощностей постоянно не хватает, цены на аренду растут, а строить собственные центры под силу далеко не всем компаниям, – поясняет Павел Барсуков. – Мы начнем работать, как только будет создана база данных имеющихся на сегодня ресурсов с географической привязкой. Эта информация необходима для регистрации лотов на бирже».
Правда, дальнейшая экспансия во многом зависит от развития «Телекомбиржи», которая может и не состояться как бизнес. Например, пока на сайте предложение ­существенно превышает спрос. По мнению управляющего партнера компании iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, причина в том, что основными покупателями могут быть только операторы: «Корпоративные клиенты редко приобретают просто канал, они предпочитают покупать готовую услугу, а не доводить имеющийся ресурс до уровня сервиса. Операторы же владеют нужной информацией. У них уже налажены прямые контакты с провайдерами каналов, которые они могут использовать для получения более выгодных условий». Она сомневается, что площадка станет очень успешной: «Ресурс будет существовать, но совершенные на нем сделки займут незначительную долю в общем объеме рынка».
цена услуги
На чем планирует зарабатывать «Телеком-биржа»?Цена возможной сделки между операторами формируется не только с учетом пропускной способности канала, но и «с оглядкой» на километраж.Ведь порой покупателю/арендатору не хватает небольшого «кусочка». Услуги биржи стоят 15% от суммы сделки. По словам Павла Барсукова, минимальная выручка «Телекомбиржи» к марту 2008 года достигнет $570 тыс. (инвестиции в проект составили те же самые $570 тыс. – «Выбери!by»), а оборот биржи – $3,8 млн. Таким образом, владельцы ресурса рассчитывают, что на бирже будут заключены сделки суммарным объемом 15% вторичного рынка линий передачи данных Москвы и области. С 10 по 15 июля состоялись две сделки между операторами, но их стоимость не раскрывается. При этом владельцы каналов не хотят терять возможность постоянного дохода на дефицитном рынке. На сайте практически нет предложений о продаже, в основном речь идет об аренде линий.