Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Игорь Моисеев (05.02.2011)

«Viberi» — Блоги — Игорь Моисеев (05.02.2011)
«Viberi» — Блоги — Игорь Моисеев (05.02.2011)Банк России не планирует вводить специальные надзорные меры для Сбербанка только потому, что он слишком большойНа прошлой неделе директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский заявил, что ЦБ не видит необходимости устанавливать специальные нормативы для Сбербанка после того, как госпакет будет приватизирован. Вопрос был задан журналистами, однако еще до того в рамках дискуссии на «Форуме Россия 2011» председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин наполовину в шутку предложил создать особые правила для «Сбера» – хотя бы через наблюдательный совет. «Сбербанк может вести банковскую систему в силу своей величины куда хочет или куда пожелает нужным», – пояснил Вьюгин подоплеку своей инициативы. Впрочем, он сразу же от нее и отказался, высказавшись в том смысле, что мысль неожиданно пришла ему в голову, а почему она слетела с языка – он и сам не знает. Но Алексей Симановский ответил на «неожиданную мысль» своего бывшего начальника (Олег Вьюгин одно время был первым заместителем председателя ЦБ) вполне серьезно. И посоветовал банкам, озабоченным проблемой монополизма, обращаться в ФАС, а сторонним наблюдателям – подождать создания Почта-банка, который при некоторых усилиях может стать не меньше Сбербанка и уж по-всякому составить ему конкуренцию. Здесь же он вспомнил недобрым словом и предложения МВФ 15-летней давности по разукрупнению Сбербанка: «Минусов в нем было заведомо больше, чем плюсов». Мысль о том, что дочка Центрального банка является лучшим примером для подражания, чем сам Центральный банк, не нова. Еще лет восемь назад банки более-менее дружной стаей меняли стоимость своих продуктов не сразу после решения совета директоров ЦБ о снижении ставки рефинансирования, а спустя месяц-полтора, когда Сбербанк показывал наглядный пример. То же происходит и сейчас, с той лишь разницей, что корреляция между действиями ЦБ и Сбербанка почти не прослеживается. Потому введение дополнительных нормативов для крупнейшего банка – хоть до, хоть после приватизации государственной части пакета – вряд ли что изменит. Сложно представить, что это как-то ограничит способности Сбербанка влиять на банковскую систему, если только речь не идет о запрете на прием вкладов, как, говорят, ЦБ уже сделал в отношении некоторых банков. Но такие вещи со Сбербанком недопустимы даже в том случае, если у него все пассивы, за исключением капитала, будут состоять из депозитов. Ограничивать кредитование (хоть физиков, хоть лириков) не позволит правительство. Увеличивать достаточность капитала бессмысленно – она и так у российских банков одна из самых высоких в мире. А если придумать что-то еще, то это может ограничить не столько Сбербанк, сколько остальную банковскую систему, для многих участников которой в кризис монополист стал кредитором последней инстанции. Нет, все-таки предпоследней.