Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (10.10.2009)

«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (10.10.2009)
«Viberi» — Блоги — Артем Федоров (10.10.2009)Россиянин-потребитель в кризис зарекомендовал себя лучше, чем россиянин-производитель. Банки это оценилиСотрудники «Сбера» усердно обзванивают владельцев зарплатного пластика и «положительных» заемщиков, предлагая кредитки. ВТБ24 снизил ставки по ипотеке. Чуть раньше пример ему подал ряд других крупных и не очень банков. На рекламных носителях депозитные продукты постепенно уступают место кредитным. Ссуды реально выдают не только в столице, но и в регионах. Не только федеральные, но и местные банки. Не только в рублях, но и в валюте. Условия постепенно возвращаются к докризисным. Была бы у человека работа и хоть какая-то зарплата.Данные ЦБ нового бума потребительского кредитования пока не обнаруживают: с начала года ссудный портфель по «физикам» сократился на 8,9%, но снижение по большей части пришлось на первую половину года, а за август оно оказалось на уровне всего 0,6%. Не исключено, что к моменту сдачи номера сегмент потребкредитования вернулся к росту. Наверняка узнаем чуть позже, и в любом случае его объем все еще на 23,1% выше, чем в начале 2008-го.Доля просрочки по «физикам» больше, чем по «юрикам» (на 1 сентября 6,2 против 5,7%), но взглянем на динамику: с 1 января 2009-го этот относительный показатель по кредитам гражданам вырос в 1,7 раза, тогда как по кредитам нефинансовым организациям – в 2,7 раза. А если отсчет вести с 1 января 2008-го, то в 1,9 и 6,2 раза соответственно. То есть кредитоспособность розничных клиентов пострадала из-за кризиса гораздо меньше, чем корпоративных. И это без учета реструктуризаций, о масштабах которых известно лишь одно – они огромны.Граждане более выгодные дебиторы – они менее чувствительны к ставкам. Каких-то два-три года назад люди одаривали себя новыми телевизорами и холодильниками, выплачивая банкам по 50–70% «эффективных» годовых. И ничего, массовых банкротств не наблюдалось. Частный заемщик ценен и другим качеством: он – конечный потребитель, он покупает квартиры у девелоперов, машины у автодилеров, бытовую технику в розничных сетях – средства поступают как раз туда, откуда банки ждут возврата кредитов. Кстати, Росстат по итогам третьего квартала зафиксировал значительный – на 7 п.п. по сравнению апрелем-июнем – рост индекса потребительской уверенности. С показателем на уровне -25% Россия оказалась в компании таких стран, как Германия (-22,6%), Эстония (-25,1%), Словакия (-27,4). «Положительные сдвиги» статистики объясняют в том числе «снижением негативных оценок условий для крупных покупок». В общем, потребительские кредиты сейчас впору.Жаль, что уровень импортозамещения в секторе товаров длительного пользования невысок. Раз уж сам производитель автомобилей признается, что выпускает низкокачественные машины, никакой автокредитный бум ему не поможет. Сети по продаже бытовой техники не изобилуют отечественной продукцией. А строительный сектор формирует слишком большой спрос на иностранную рабочую силу, снижая спрос потребительский внутри России. Но этот сектор, по крайней мере, тянет другие отрасли именно отечественной промышленности.