Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Анна Ким (27.02.2010)

«Viberi» — Блоги — Анна Ким (27.02.2010)
«Viberi» — Блоги — Анна Ким (27.02.2010)Минфин пытается выстроить новую систему управления госфинансами на зыбкой почве коррумпированного бюрократического болотаВедомство Алексея Кудрина подготовило документ под названием «Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». Вполне понятное и правильное желание, особенно в период дефицита федерального бюджета. В текущем году он, по прогнозу, составит менее 7% ВВП, и есть намерение за два года сократить его до 3%. Судя по поступающей в последние недели информации, выросшие за год цены на нефть привели не только к увеличению доходов бюджета, но и к активизации лоббистов, желающих приобщиться к их освоению. И вот Минфин выстраивает линию обороны. В программе предполагается, что федеральный бюджет на 2012–2014 годы будет утверждаться в новом формате: большая часть расходов будет представлена в виде программ. Их, в свою очередь, будут увязывать с целями, записанными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Более того, по словам директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексея Лаврова, уже следующий бюджет «по крайней мере, аналитически» будет сформирован в разрезе долгосрочных и ведомственных целевых программ. Сейчас программно-целевым подходом охвачено всего 10–15% расходов. Большая часть государственных денег идет на финансирование деятельности бюджетных учреждений, и идея заключается в том, чтобы вместо этого финансировать оказание государственных услуг.Сама по себе попытка не нова: с аббревиатурой БОР (бюджетирование, ориентированное на результат) чиновники, помнится, носились еще лет пять назад. Стали ли с тех пор государственные расходы более эффективными? Регулярное появление на пресловутом сайте zakupki.gov.ru информации о тендерах на поставку таких товаров первой необходимости, как автомобили представительского класса и золоченые кровати, мешает ответить на этот вопрос утвердительно. Не подвергаю сомнению способность бюрократического ума найти обоснование для подобных расходов и в целевой программе, если Минфин будет на этом настаивать.Если серьезно, то программа вызывает множество вопросов. Во-первых, ко всем ли государственным функциям в принципе применим программно-целевой подход? Скажем, теоретически можно поставить задачу сокращения вдвое сроков выдачи загранпаспортов или регистрации нового бизнеса. Но с помощью каких количественных показателей можно измерить и оценить эффективность обеспечения, к примеру, национальной безопасности? Где взять тысячи чиновников, способных планировать расходы не по принципу «как в прошлом году плюс инфляция»? К чему может привести наделение получателей бюджетных средств большей свободой в принятии решений в условиях тотальной коррупции? Как заставить чиновников реально отвечать за провалы в выполнении программ? Ответы на все эти вопросы, вероятно, следует ожидать к 2012 году. Если к тому времени у правительства не найдутся дела поважнее.