Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (27.11.2010)

«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (27.11.2010)
«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (27.11.2010)«Новая метла» в Москве наступает на те же грабли, что и прежняя: «Мосметрострой» приватизируется за копейкиВ России начался новый раунд приватизации. Страна обсуждает планы по распродаже акций 10 гос­компаний, деньги от которой министр финансов Алексей Кудрин собирается складывать в третий по счету стабфонд. Но есть План и есть план. Первый подробно анализирует Анна Ким в своих «Ответах экономики». А второй… Что там интересного? Одни и те же компании, которые никто не хочет покупать, и потому они переходят из года в год. Утрирую, конечно. Без новых названий вряд ли удалось бы выручить от приватизации в 2009 году даже жалкие в масштбах бюджета 18 млрд рублей. Один из таких активов – 100% акций «Мосметростроя», оказавшиеся в плане приватизации на 2010–2012 годы. Росимущество собирается их продать 26 декабря, а пока идет сбор заявок. Стартовая цена – 2,199 млрд рублей. Выручка компании за кризисный 2009-й была в 10 раз больше. Конечно, некоторые компании торгуются коэффициентом P/S (отношение капитализации к выручке), равным 0,1 и хуже. Вот только либо они находятся в предбанкротном состоянии, либо сами эмитенты плевать хотели на миноритариев, а ликвидность их акций настолько невелика, что инвесторы боятся надолго «зависнуть». Либо просто работают на энергосбытовом рынке. Ни к одной из этих категорий «Мосметрострой» при всем желании отнести нельзя. Если уж говорить об аналогах, то меньший по объемам бизнеса питерский «Метрострой» (выручка – 15,55 млрд рублей), согласно сделкам на RTS Board от 24 ноября, стоил 2,57 млрд рублей. Рынки сбыта обеих компаний несравнимы: хоть в Питере собираются построить 70 км метро до 2020 года, сроки реализации этого плана постоянно переносятся. Денежный масштаб в Москве тоже приятнее: Сергей Собянин обещает «закопать в землю» 1,5 трлн против питерских 0,4 трлн рублей.Впрочем, что такое 2,199 млрд? Лишь стартовая цена. Порой на аукционах действительно устанавливаются невысокие начальные цены, чтобы привлечь как можно большее число участников. Например, когда продавались лицензии на разработку участков Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей, покупатели платили в 25 и даже в 27 раз больше стартовой цены. Но сомнительно, что такой итог ждет торги по «Метрострою». Более реалистичным кажется другой вариант: один из участников делает единственный шаг на минимально допустимые 20 млн рублей, и актив уходит за 2,219 млрд рублей. Маловероятно? Как посмотреть. Сергей Собянин фактически дал понять, что чужаков в «Мосметрострое» не ждут. Конечно, прямо сказать: «Компания будет продана Владимиру Когану» (№ 131 в рейтинге миллиардеров «Выбери!by») или «Компания будет продана Ирине Собяниной» (пока не участвует) – он не мог. Но вот выразить недовольство, что на поляне метростроения работают две-три доморощенные фирмы и предложить привлекать иностранных подрядчиков – запросто. Что и произошло в пятницу. Кстати, для директора департамента строительства Минрегиона Владимира Когана, когда-то выдавшего Владимиру Путину его первую банковскую карту, покупка «Мосметростроя» по цене, не слишком превышающей стартовую, могла бы стать достойным бонусом за время работы чиновником.