Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (13.09.2010)

«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (13.09.2010)
«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (13.09.2010)Квадратными метрами должны распоряжаться профи, а дело РЖД – доставлять грузы и пассажиров из пункта А в пункт Б «Российские железные дороги» отказались от идеи привлечения инвестора для реконструкции восьми вокзалов Московского узла. Начальник дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов сообщил, что заниматься этим будет структура «РЖД – Развитие вокзалов», все мероприятия планируются на 2011-2012 года и пройдут на заемные средства. Отказ без объяснения причин, если только не считать отговорки, дескать «РЖД, в отличие от любых других инвесторов, состоянии занять деньги по гораздо более низким ставкам». Сложно спорить с этим утверждением. Только к реконструкции вокзалов оно не имеет никакого отношения. Стоимость капитала должна волновать финансового директора потенциального инвестора, но никак не заказчика. Если бы проект был невыгодным, то вряд ли бы «желающих финансировать московский узел было хоть отбавляй», как выразился Сергей Абрамов.Причины, видимо, надо искать в пилотном проекте привлечения внешнего инвестора к объектам РЖД – Mirax Group сначала принимала участие в обновлении и перестройке Курского вокзала, затем управляла им почти весь 2009 год. И, по-моему, делала это весьма успешно. Например, до Mirax с квадратного метра площади вокзал получал 10-12 тыс. рублей в год. После того, как Mirax привлекла новых арендаторов, ставки выросли до 20,5-180 тыс. рублей.Что, на мой взгляд, произошло: и до Mirax конечный арендатор наверняка платил вдвое-втрое больше озвученных 10 тыс. рублей за метр. Просто разницу получала фирма-посредник, принадлежащая чьей-то жене/дочери/сестре. И вдруг эта кормушка исчезла. Никому не понравится лишиться такого дохода. Другой момент. В реконструкцию московских вокзалов планируется инвестировать 10 млрд рублей. Так бы большую часть этих расходов взял на себя профессиональный девелопер. Но ведь тогда не получится самостоятельно размещать заказы, а не будет заказов – не будет откатов. Еще одна кормушка закрывается.Идея привлечения внешних управляющих для вокзалов хороша, поскольку позволяет снизить издержки на реконструкцию и управление, а также улучшить обслуживание пассажиров. Потому квадратными метрами должны распоряжаться профессионалы, а дело РЖД – доставлять грузы и пассажиров из точки А в точку Б. И всю неуемную управленческую энергию направлять на улучшение качества своей основной услуги. Кстати, в остальных городах реконструкция вокзалов будет проводиться на деньги РЖД только на 30%. Идея хороша, но не настолько, чтобы функционеры из головного офиса монополии лишились привычных доходов.P.S. «Мы являемся активными сторонниками подчеркнуть исторический колорит, поэтому будут проведены работы где-то по восстановлению, где-то — по созданию <вокзалов>. Просто подчеркнем красоту нашей инфраструктуры. И естественно, мы создаем общественно-деловую функцию, условия для ведения бизнеса», — пояснил начальник дирекции вокзалов РЖД Сергей Абрамов. Как вам — красота за 10 млрд рублей.