«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (11.02.2008)
«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (11.02.2008)Два года назад группа «Сок» едва не купила «Автоваз» – помешал «Рособоронэкспорт». Теперь охотник и добыча поменялись местамиПрямо-таки историческая справедливость. Ставленники СОК так и посыпались с «Автоваза» после того, как в конце 2005 года на тольяттинское предприятие пришел «Рособоронэкспорт». Их оказалось гораздо больше, чем предполагали участники рынка. Да что там, Юрий Качмазов едва не получил контроль над крупнейшим автозаводом страны. Он был близок к этому как никогда после отставки Владимира Каданникова. Только ленивый тогда не говорил о перекрестной схеме владения «Автовазом», кстати, сохранившейся до сих пор. Кто угодно мог заполучить завод в собственность, всего лишь поставив своих людей на нужные посты – именно так и поступил «Рособоронэкспорт». Но простым внедрением менеджеров группа СОК не ограничивалась. Для возможных претендентов на актив она подготовила «отравленную пилюлю» – заключила с «Автовазом» эксклюзивный контракт на поставку запчастей, за разрыв которого тольяттинский завод обязывался выплатить 14 млрд рублей. До сих пор непонятно, о чем думал прежний топ-менеджмент, заключая столь невыгодный договор. Только благодаря мощной господдержке «Рособоронэкспорт» смог заставить СОК отказаться от требований по выплате неустойки.Прошло два года. Ситуация изменилась: перекрестная схема владения вот-вот будет ликвидирована, заводу осталась пара шагов до привлечения крупного стратегического инвестора Renault-Nissan. И теперь уже «Автоваз» рассматривает предложение СОК по продаже ее самого крупного актива – более 90% акций «Ижавто». Существование оферты подтвердили президенты обеих компаний – Борис Алешин и Алексей Савченков. По неофициальным данным продавец оценил «Ижавто» в 12 млрд рублей, на этих условиях предложение действительно до 15 февраля. И теперь уже «пальцы гнет» Борис Алешин. Одно его заявление «мы оцениваем имущественный комплекс и не считаем, что там есть бизнес» говорит о многом.Сложный вопрос, стоит ли «Автовазу» соглашаться на предложение. С одной стороны тольяттинский завод рапортует об увеличении продаж: за январь 2008 года он продал в России 46,6 тыс. машин, что на 14,5% больше прошлогоднего показателя. Такими темпами ему скоро станет не хватать мощностей. Кроме того, компания собирается инвестировать $3,5 млрд в 2008–2012 годах и увеличить объем производства до 1 млн авто в год (в 2007-м – продажи около 770 тыс.). Так что лишняя площадка, тем более географически диверсифицирующая производство, «Автовазу» явно не помешает. С другой стороны, «овчинка» может не стоит своих денег. Конечно, потенциальная мощность «Ижавто» составляет 220 тыс. машин в год, но какого качества? Раньше покупатели брали вазовскую «классику» из Ижевска, только если не было тольяттинской продукции. Негативный момент – контракт «Ижавто» по сборке Kia. Государственник Борис Алешин говорит о том, что взаимодействовать с корейскими компаниями нет смысла – они заинтересованы в создании рабочих мест у себя в стране, а не в локализации производства. Но позволят ли условия контракта без проблем разорвать соглашение?
Рубрики