«Viberi» — Блоги — Андрей Горянов (19.06.2010)
«Viberi» — Блоги — Андрей Горянов (19.06.2010)Память у инвесторов удивительно коротка. Интерес к инвестициям в интернет напоминает «золотую лихорадку». Давно ли был крах доткомов?Второй интернет-бум отличается от первого. Среди инвесторов стало заметно меньше спекулянтов, рассчитывающих только на то, что они смогут вовремя сбросить переоцененные акции. Зато четко обозначилась прослойка стратегических инвесторов, скупающих интернет-компании. Они уверены, что их ждут сверхприбыли в будущем только потому, что пользовательская аудитория тех или иных ресурсов становится многомиллионной. «Вирус» мутировал не сильно, и новых пострадавших от завышенных ожиданий будет не меньше.Сделки, совершающиеся с интернет-компаниями, поражают своей фантастичностью. Мне непонятно, как разумный инвестор может покупать компанию из расчета 20–30 чистых прибылей. Особенно если большая их часть до сих пор так и не придумала способов монетизации доходов, а финансовые показатели не раскрываются. Однако за последнее время таких сделок было немало. Самая яркая их них – покупка китайской Tencent доли в российской Digital Sky Technologies (DST). Китайцы заплатили за 10% DST $300 млн из расчета стоимости Mail.ru, часть которой принадлежит DST, в 25–30 чистых прибылей за 2010 год. При этом мультипликатор для социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники» еще выше – от 30 до 35. Такие сделки все больше напоминают классическую схему Понци, который широкой общественности известен как создатель пирамид. Американский бизнесмен итальянского происхождения построил хитроумную схему, привлекая вкладчиков под идею процентов с крупного бизнеса и обещая крупный доход. Долги первых финансировались взносами последующих. С тех пор схема стала немного сложнее, и для построения классической пирамиды необходимо несколько условий. Первое и обязательное – предложение инвестировать в новый, достаточно сложный и еще малоизвестный бизнес с непонятной структурой будущих доходов. Второе – необходим первоначальный, достаточно узкий круг инвесторов, готовых купить первые «доли», которые потом расскажут следующим, как они заработали. Мне кажется, что в интернете сейчас как раз происходит накопление такого первичного пула инвесторов, нарождается новый слой более мелких предпринимателей, которые слышали про «невероятные заработки» в интернете. Они в ближайшем будущем будут выступать в роли тех самых безумных вкладчиков, которые сделали господина Понци богатым. Когда в Америке в середине XIX века бушевала «золотая лихорадка», предприниматель Лейб Штраусс неожиданно заметил, что большая часть людей практически не зарабатывает на золоте, но зато снашивает до дыр штаны. Предложив «лихорадочным» удобные штаны, он сделал одну из самых крупных компаний одежды Levi Strauss & Co. Думаю, если в интернете и есть сейчас серьезный бизнес, доступный широкому кругу инвесторов, он связан с сервисными возможностями. Чтобы были такими же удобными, как знаменитый «Ливайс».
Рубрики