Рубрики
Статьи

«Viberi» Бюджет Москвы

«Viberi» Бюджет Москвы
«Viberi» Бюджет Москвы22 ноября Московская городская дума приняла бюджет столицы на 2007 год. Согласно документу, доходы составят более 740 млрд рублей, из этой суммы львиную долю в казну принесут два налога – на прибыль организаций и доходы физических лиц. Расходы Москвы превысят 829 млрд рублей. На социальную сферу планируется направить более 281 млрд рублей – на треть больше, чем в текущем году. Финансирование Адресной инвестиционной программы потребует 210 млрд рублей. Из этой суммы более 60% приходится на жилищное и коммунальное строительство.
Бумажная брешь. Таким образом, дефицит бюджета запланирован в объеме, равном 12% доходной базы. Финансировать его планируется путем привлечения заемных средств. «Такой показатель, как дефицит бюджета, не является «пороком» финансовой системы столицы или, мягче выражаясь, недостатком бюджетной политики города, – считает руководитель Департамента финансов московского правительства Юрий Коростелев. – Ежегодное принятие бюджета с дефицитом – это наша принципиальная позиция. В этом мнения финансистов города и большинства законодателей совпадают. Принципиальный момент – средства, поступающие от привлечения заимствований, направляются исключительно на реализацию инвестиционной политики и погашение долговых обязательств предыдущих лет, а не на решение текущих социальных проблем, как это принято во многих субъектах Федерации».
По данным департамента на 30 ноября, объем государственного долга Москвы достиг 94,3 млрд рублей (или 15,3% к запланированным доходам). В последние годы сверстанный с дефицитом бюджет в действительности оказывается профицитным, поэтому город сокращает объем заимствований. Так, в 2005 году привлекли на 30,3 млрд рублей меньше, чем собирались изначально, а с начала 2006 года взяли в долг 29,5 млрд против запланированных 68,8 млрд рублей.
Эксперты рейтингового агентства Standard & Poor’s отмечают низкий уровень долга Москвы, устойчиво высокие финансовые показатели городского бюджета и хорошую ликвидность. Однако они также считают, что предсказуемость бюджетной политики города ограничена. «Налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и акцизы, которые в 2005 году составляли почти 80% текущих доходов Москвы, полностью регулируются федеральным законодательством, – говорится в их отчете. – Кроме того, город подвержен рискам изменений в налогообложении энергетического сектора: около 35% налога на прибыль поступает от нефтяных и газовых компаний. Финансовая политика города чрезвычайно консервативна, ей не хватает долгосрочного планирования. В результате первоначальные бюджеты с 2003 года перевыполняются как минимум на 15%, а трехлетние финансовые планы также излишне консервативны».
Финансы в никуда. В следующемгоду профильный департамент правительства Москвы получит на строительство жилья 65 млрд рублей. Это в 2,7 раза больше, чем было выделено в 2004 году (24 млрд рублей). Кроме того, на выплату гражданам субсидий на строительство или приобретение жилья в 2007-м уйдет еще 5,7 млрд рублей. Увы, наращивание ассигнований не сделало решение квартирного вопроса менее затратным. По данным IRN (индикаторы рынка недвижимости), на начало 2004 года индекс стоимости жилья в Москве составил $1453 за метр, а на 1 декабря нынешнего года – уже $4177. Рост почти в 2,9 раза. Можно, конечно, пенять на опережающий предложение спрос и видеть выход в продаже квартир в новостройках москвичам дешевле, чем приезжим. А можно хотя бы попытаться изменить ситуацию на городском строительном рынке, где успех компании напрямую зависит от доступа к административному ресурсу.
Кроме того, порой закрадываются серьезные сомнения в том, что муниципальное жилье действительно получают те, кто в нем больше всего нуждается. Знакомые автора этих строк год назад озаботились покупкой квартиры в Москве. Они подыскивали «однушку» в районе, где не так давно шла массовая застройка, и квартир в муниципальных домах посмотрели немало. В большинстве случаев история этих квадратных метров была словно написанной по одному сценарию: нынешний хозяин жилье получил пару-тройку лет назад, приватизировал его и в лучшем случае сдавал в аренду. Но довольно часто выяснялось, что в этой квартире просто никто не жил.
Ложь и статистика. Согласно данным Департамента финансов московского правительства, в прошлом году было проведено 1240 проверок и ревизий по вопросам целевого расходования бюджетных средств на предприятиях и в организациях города. По их результатам выявлено нарушений на сумму 2,1 млрд рублей. Сумма возмещенного ущерба составила более 1,8 млрд рублей. По сравнению с общими расходами московской казны (561 млрд рублей) суммы просто ничтожные. Есть, казалось бы, чему порадоваться.
Оптимизма станет меньше, если изучить другие документы. Так, Контрольно-счетная палата Москвы в этом году провела проверку правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2004–2006 годах некоему ОАО «Скопинский металлургический комбинат “Металлург”«. В 2003 году правительство Москвы приобрело в этом предприятии 25-процентную долю, как следует из его постановления, «для реализации проекта по развитию производства высокочистых солей молибдена и рения». Аудиторы пришли к выводу, что почти 21 млн рублей был израсходован «с затратами, необоснованно завышенными руководством предприятия». При этом в Контрольно-счетной палате отметили, что намеченное на конец 2006 года завершение реконструкции комбината и достижение эффекта от вложений правительства Москвы нереально. Но, очевидно, столичные власти решили, что аудиторы сгущают краски, поскольку в городской Адресной инвестиционной программе следующего года на реконструкцию молибденового производства СМК «Металлург» предусмотрено еще 228,5 млн рублей.
Удивление вызывают и другие пункты московской инвестиционной программы. Так, в нынешнем году в нее включили более 272 млн рублей на развитие производства компании «МКК-Холдинг». Эта группа предприятий, специализирующихся на добыче и обработке натурального камня, была создана по инициативе правительства Москвы. Ее ядро – Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), поставляющий продукцию на крупные стройки российской столицы, других городов и даже стран с 30-х годов прошлого века. В послужном списке холдинга за последние годы – поставки для воссоздания Храма Христа Спасителя, строительства объектов на Поклонной горе, реконструкции Большого театра. В Адресной инвестиционной программе на текущий год предусмотрено финансирование производства «МКК-Холдинга» в Республике Алтай, Хакасии, Карелии и Московской области. В этом не было бы ничего примечательного, если бы в начале нынешнего года 65,53% акций МКК не приобрела компания «Интеко». О покупке сообщается в ее отчете за второй квартал. Интересно то, что московское правительство отнюдь не отказывается от помощи «МКК-Холдингу». В инвестиционной программе столицы на 2007 год на строительство карьеров и реконструкцию завода по распиловке мрамора и гранита заложен лимит в 200 млн рублей.
Депутаты фракции «Яблоко – объединенные демократы» насчитали в финансовых планах Москвы немало сомнительных пунктов. Они не поддержали бюджет в третьем чтении, поскольку были отклонены все предложенные ими поправки, касавшиеся распределения дополнительных доходов на сумму 40 млрд рублей. В частности, фракция предлагала увеличить пенсионные надбавки в Москве на 1–1,5 тыс. рублей, в два раза повысить компенсации ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным, а также вдвое увеличить ежемесячное пособие на ребенка. «Чиновники и «единороссы» решили, что лучше дополнительные средства разбазарить по лоббистским инвестиционным проектам, – заявил Сергей Митрохин «Выбери!by». – К тому же из дополнительно найденных средств 1 млрд рублей не пожалели на повышение зарплат чиновникам и пенсий госслужащим».
ИХ НРАВЫДорогие столицыМировой опыт подтверждает, что статус главного города в стране обходится недешево.
В нынешнем году превышение расходов Лондона над доходами достигнет 2,9 млрд фунтов стерлингов, как и в прошлом. Британская столица много тратит на вложения в инфраструктуру, а большая часть текущих расходов идет на социальные выплаты и медицину. Деньги на эти цели в основном поступают от налога на собственность, его ставку повысили на 2,95 процентного пункта. Дополнительный доход пойдет главным образом на обеспечение безопасности и поддержание правопорядка. Интересным фактом являются два главных правила, которых власти Лондона придерживаются при составлении бюджета. Во-первых, как и в Москве, заемные средства идут на инвестиции, а не на текущие расходы. Второе правило заключается в том, что задолженность государственного сектора должна быть на уровне ниже 40% ВВП.
Бюджет Нью-Йорка – столицы не административной, но деловой – скорее исключение из правил. На 2006 год он сверстан с профицитом в $3,2 млрд. Но так будет недолго: в следующие два года прогнозируется дефицит $4,5 млрд и $4,2 млрд соответственно. Это произойдет из-за прогнозируемого снижения личных доходов горожан и поступлений в казну от налога на прибыль. Кроме того, ожидается спад активности на перегретом рынке недвижимости. Именно он приносил баснословные доходы городу на протяжении последних двух лет. Помощь Нью-Йорку из федерального центра и от правительства штата также будет сокращена, так что городу придется больше полагаться на собственные силы. К негативным тенденциям в нью-йоркских госфинансах можно отнести быстрорастущие обязательные расходы, включая пенсии и другие социальные выплаты. Их объем в этом году достигнет $21,5 млрд, что на 12,7% больше, чем в 2005-м. Чтобы подготовиться к неминуемым проблемам, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг принял решение часть профицита 2006 года в размере $2 млрд направить в фонд пенсионных отчислений. Такое решение, безусловно, прибавит ему популярности. Нью-йоркский градоначальник и так известен своей «близостью к народу»: он урезал свое вознаграждение до $1 в год, а на работу ездит на метро.
На федеральные отчисления полагается и Берлин, который со своими финансовыми запросами дошел до Конституционного суда. На такой отчаянный шаг мэрию толкнула сумма долга, выросшая до 60 млрд евро. Причины проблем кроются в бездумном расходовании средств властями в 90-е годы. Только обслуживание ежегодно обходится городу в 2,4 млрд евро. На эти деньги можно было бы 22 года подряд содержать три столичные оперы. Налоговые поступления не покрывают и половины расходов бюджета, размеры которых достигают 21 млрд евро.